Похвала что это такое: Андрей Максимов – Похвала

Андрей Максимов – Похвала

ПОХВАЛА, КОМПЛИМЕНТ

Сейчас скажу Вам определение слова «похвала», и Вы наверняка удивитесь, хотя, казалось бы, слово это абсолютно известно и понятно.

Похвала – это проявление эгоизма, которое совершенно не раздражает, а даже радует окружающих.

Прежде, чем размахивать руками и кричать: «Что за бред? Не может быть!» – давайте попробуем разобраться.

Когда мы хвалим человека? Когда он сделал то, что нам кажется правильным. Мы говорим ребенку: молодец, убрал комнату. Мы убеждены, что ребенок должен убирать комнату, и если он это сделал – действительно, молодец.

Мы говорим подруге: молодец, что бросила своего дурацкого мужа. В подтексте почти всегда слышится: я тебе давно говорила, что необходимо поступить именно так.

В похвале чаще всего звучит некоторая доля похвальбы.

Когда человек хвалит кого-то, он – осознанно или нет – как бы говорит: «Я раньше тебя знал, что надо сделать так-то и так-то, вот теперь и ты это понял и сделал. Молодец!»

Даже, когда хвалят спортсмена за то, что он установил мировой рекорд, или космонавта за то, что вышел в открытый космос, очень часто говорят: «Я знал, был уверен, что случится именно так».

Похвала – это оценка. А тот, кто оценивает, всегда ощущает себя хоть чуть-чуть, да на котурнах.

Очень многие используют похвалу для того, чтобы возвысить самих себя.

Отдельно стоящий вид похвалы – комплимент.

Комплимент – положительная оценка качеств или свойств собеседника.

Комплимент – конечно же, тоже, определенного рода, проявление эгоизма: мы ведь хвалим человека, как правило, не просто так, чтобы понравится ему и продолжить с ним общение,

Если похвала – это одобрение каких-то действий, то для того, чтобы сказать комплимент, никакие действия оценивать не надо.

И в этом – сложность комплимента.

Не счесть, какое количество знакомств сорвалось, сколько человеческих связей нарушилось только потому, что кто-то кому-то сказал неудачный комплимент.

На самом деле, сказать удачный комплимент очень трудно. Для этого ведь мало – отыскать положительные качества Вашего собеседника, надо, чтобы их оценка человеку понравилось.

Скажем, Вы делаете комплимент девушку по поводу ее внешности, а ей надоели все эти слова – она мечтает, чтобы заметили ее ум. Вы восхваляете ум дамы, а она уверена: Вы это делаете потому, что она – не хорошая собой.

У комплимента есть два положительных качества.

Первое. Вы хвалите человека именно за то, за что он хочет, чтобы его похвалили.

Поэтому если Вы совсем не знаете или не понимаете Вашего собеседника, говорить ему комплименты опасно.

Самое печальное: если человек воспринимает Вашу похвалу, как иронию, то есть, как издевательство.

Надо ли много говорить о том, что это, ни в коей мере, не поможет налаживанию контакта?

Второе. Комплимент, как и любая похвала, должен быть сделан эмоционально.

Именно положительные эмоции убивают высокомерие, которое, как мы говорили, может проявиться, когда Вы кого-нибудь хвалите или говорите комплимент.

Высшая форма похвалы – это восхищение.

В отличие от похвалы, в восхищении вовсе нет эгоизма.

Восхищение – это радостное удивление по поводу качеств человека или его поступков.

Удивление – вот, что важно! Вы не оцениваете – вы изумляетесь!

Восхищение – это не просчитанная похвала.

Не стоит стесняться и сдерживаться в своем восхищении! Восхищаясь другим человеком, его поступками – Вы словно дарите ему крылья!

Однако, восхищаться гораздо трудней, чем хвалить.

Похвалу (как и комплимент) можно высчитать и придумать. Восхищение придумать нельзя.

Чем ближе похвала к восхищению, тем она искренней, а, значит, лучше.

А если вы сами удостоились похвалы, тоже, на мой взгляд, очень важно понимать: человек хочет возвысить вас или самого себя.

И последнее.

Похвала – это еще и способ понять, насколько хорошо относится к тебе человек. Только искренне любящие Вас люди могут искренне Вас хвалить и Вами восхищаться.

Все Статьи

Похвала – Православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры


  • Похвала Сокро­вищ­ница духов­ной муд­ро­сти
  • Похвала преп. Оптин­ские старцы
  • Похвала свт. Васи­лий Вели­кий
  • Похвала игумен Марк (Лозин­ский)
  • Похвала преп. Пор­фи­рий Кав­со­ка­ли­вит
  • Тще­сла­вие Энцик­ло­пе­дия изре­че­ний Святых отцов и учи­те­лей Церкви
  • Похвала свт. Димит­рий Ростов­ский

Похвала́

1) ярко выра­жен­ное одоб­ре­ние кого-либо;
2) лест­ный отзыв;
3) форма бла­го­дар­но­сти, выска­зан­ная в отно­ше­нии кого-либо;
4) пози­тив­ная (иногда — завы­шен­ная) оценка соб­ствен­ного досто­ин­ства, соб­ствен­ных дей­ствий.

Юлиус Шнорр фон Кароль­сфельд. Псал­мо­пе­вец Давид — хвала и бла­го­да­ре­ние. (Пс.102:1-5, 19-22; 105:1).

Не про­ти­во­ре­чит ли похвала мона­ше­скому пра­вилу почи­тать себя за ничто?

Реко­мен­да­цию бра­тиям (духов­ным чадам) почи­тать себя за ничто давали лучшие подвиж­ники времен рас­цвета Еги­пет­ского и Сирий­ского мона­ше­ства. Впо­след­ствии это пра­вило утвер­ди­лось и вошло в состав многих про­из­ве­де­ний Пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской пись­мен­но­сти.

В основе этого пра­вила лежит учение о необ­хо­ди­мо­сти стя­жа­ния хри­сти­ан­ского сми­ре­ния, без кото­рого невоз­можно духов­ное совер­шен­ство­ва­ние, бого­упо­доб­ле­ние, духов­ное еди­не­ние с Богом и ближ­ними: «Гор­дость нена­вистна и Гос­поду, и людям и пре­ступна против обоих» (Сир.10:7), «Бог гордым про­ти­вится» (Иак.4:6).

К сожа­ле­нию, иногда это оте­че­ское пра­вило интер­пре­ти­ру­ется веру­ю­щими в такой жёст­кой форме, что жела­ю­щий ему сле­до­вать готов осуж­дать едва ли не каждый свой шаг, каждую мысль и посту­пок, готов назы­вать себя чуть ли не самым мерз­ким зло­деем и без­за­кон­ни­ком.

В ряде слу­чаев люди, пре­бы­вая в таком рас­по­ло­же­нии духа, нега­тивно отно­сятся и ко всякой похвале, искренне пола­гая, что она может сбить их столку, настро­ить на гор­де­ли­вый лад, раз­ру­шить внут­рен­ний сми­рен­ный настрой.

В дей­стви­тель­но­сти очень часто это бывает свя­зано с ложным пони­ма­нием хри­сти­ан­ского сми­ре­ния; см. подроб­нее: Хри­сти­ан­ское и псевдо-хри­сти­ан­ское сми­ре­ние). При таком, неоправ­данно нега­тив­ном отно­ше­нии к соб­ствен­ной лич­но­сти чело­век спо­со­бен дойти до состо­я­ния уныния или отча­я­ния, что в свою оче­редь являет страш­ным грехом.

Уме­рен­ная, вовремя выска­зан­ная похвала нико­гда не оце­ни­ва­лась Цер­ко­вью как пре­ступ­ле­ние.

Сам Хри­стос, когда было необ­хо­димо, хвалил уче­ни­ков. Так, он похва­лил апо­стола Петра, когда тот испо­ве­до­вал Его Богом: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небе­сах» (Мф.16:17).

Под­ра­жая Небес­ному Учи­телю, апо­столы тоже хва­лили уче­ни­ков, причём иногда их похвала пред­на­зна­ча­лась даже и для широ­кого круга людей. Вот, напри­мер, как оце­ни­вал Павел дея­тель­ность коринф­ских хри­стиан: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и дер­жите пре­да­ния…» (1Кор. 11:2).

К месту выска­зан­ная похвала спо­собна обод­рить чело­века, рас­по­ло­жить его в пра­виль­ном русле, под­черк­нуть зна­чи­мость его личных усилий в деле спа­се­ния, вдох­но­вить на подвиги добра.

Другое дело, что похвала не должна носить харак­тер лице­ме­рия, лести. Известно, что поня­тию «лесть» близко поня­тие «обо­льще­ние». Суще­ствен­ная часть диа­воль­ских козней стро­ится именно на обо­льще­нии людей. Сле­до­ва­тельно, выска­зы­вая лесть, пусть даже она и заву­а­ли­ро­вана под похвалу, чело­век при­бе­гает к обману, упо­доб­ля­ется диа­волу, кото­рый есть «отец лжи» (Ин.8:44).

Но как, вос­при­ни­мая похвалу, не впасть в само­обльще­ние? — Выслу­ши­вая даже и «заслу­жен­ную» похвалу, чело­век должен пом­нить, что всем, что в нём есть доб­рого и свет­лого, он обязан Созда­телю, и что ни одно доброе дело не совер­ша­ется без Его помощи. В этом случае уместно воз­дать хвалу Богу, побла­го­да­рить Его за ока­зан­ную бла­гость и милость.

Цитаты о похвале

«Сколько же вредна слава чело­ве­че­ская! Хоть бы и точно чело­век имел что-либо достой­ное похвалы, но когда услаж­да­ется шумом слов оных, то уже лиша­ется буду­щей славы, по учению святых отцов».


пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский

«Если чело­век что-то сде­лает доброе и придут к нему люди или соб­ствен­ные помыслы начнут его хва­лить, то он должен вспом­нить иеру­са­лим­ского осла. Одежды бро­сали под ноги не Гос­поду, а ослу. Но осел эту честь не принял для себя – он не прыгал, не кричал от тще­сла­вия, а сми­ренно испол­нял свой долг. Так и мы, совер­шая какое-то доброе дело, должны вспом­нить, что мы явля­емся ору­дием Гос­пода. Поэтому, если мы будем воз­но­ситься этим и при­сва­и­вать себе Божье, то будем хуже иеру­са­лим­ского осла, кото­рый смог разо­браться, что ему при­над­ле­жит, а что нет», – отме­тил Бла­жен­ней­ший Вла­дыка.
мит­ро­по­лит Киев­ский и всея Укра­ины Онуф­рий

«Хвалу и кле­вету при­емли рав­но­душно».
А.С. Пушкин

  • 1.6 тыс. 0