Что такое киноварь – Киноварь — Википедия

Содержание

Киноварь — Википедия

Ки́новарь[~ 1] (др.-греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari), — HgS — минерал, сульфид ртути(II). Самый распространённый ртутный минерал. Имеет алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови. На воздухе постепенно окисляется с поверхности, покрываясь тонкой плёнкой побежалости (HgО). Греческое название киновари, употреблявшееся ещё Теофрастом, по одной из версий, происходит от др.-перс. zinjifrah, вероятно, означавшем «драконья кровь». Киноварью также называют неорганический пигмент, в прошлом получаемый из данного минерала, и соответствующий оттенок красного цвета — см. киноварный цвет.

Кристаллическая структура киновари

Содержит 85,83 % ртути. Кристаллизуется в тригональной сингонии, образуя преимущественно мелкие ромбоэдрические или толстотаблитчатые кристаллы, кристаллически-зернистые или порошковатые массы. Характерны двойники прорастания. Спайность совершенная в одном направлении. Хрупкая. Цвет красный, иногда наблюдается тёмная синевато-серая побежалость. В тонких осколках киноварь прозрачна, обладает ярким «алмазным» блеском. Твёрдость по минералогической шкале Мооса 2—2,5; плотность 8,09—8,20 г/см³. Легко плавится и при нагревании на воздухе до 200 °C полностью улетучивается с образованием паров ртути и сернистого газа. Растворима только в царской водке.

Киноварь — наиболее распространённый минерал ртути. Образуется в гидротермальных близповерхностных месторождениях вместе с кварцем, кальцитом, баритом, антимонитом, пиритом, галенитом, марказитом, реже — с самородным золотом.

Крупнейшее в мире ртутное месторождение Альмаден находится в Испании, на долю которой до недавнего времени приходилось около 80 % мировой добычи ртути, в Сербии (Авала), Словении (Идрия), США (Нью-Альмаден). Плиний Старший упоминает в своих сочинениях, что Рим закупал в Испании ежегодно до 4,5 т ртути.

Киноварь, Историческая коллекция красителей Дрезденского технического университета, Германия

Киноварь добывали в Римской империи для получения ртути и красного натурального пигмента. Некоторые из римских шахт разрабатываются и сегодня.

Киноварь обычно откладывается в жилах, ассоциированных с недавней вулканической активностью и щелочными горячими источниками.

Одно из старейших ртутных месторождений — Никитовское — находится в Донбассе (Донецкая область, г. Горловка). Здесь на различной глубине (до 20 метров) обнаружены древние горные выработки, в которых можно было найти и орудия труда — каменные молотки.

Ещё более древний рудник — Хайдаркан («Великий рудник») в киргизской части Ферганской долины, где также сохранились многочисленные следы древних работ: крупные выработки, металлические клинья, светильники, глиняные реторты для обжига киновари, большие отвалы образующихся при этом огарков. Археологические раскопки показывают, что в Ферганской долине ртуть добывали на протяжении многих столетий и лишь в XIII—XIV веках, после того как Чингисхан и его преемники уничтожили здесь ремесленно-торговые центры, а население перешло на кочевой образ жизни, добыча руды в Фергане была прекращена. Но в середине XX века активно возобновилась на месторождении Хайдаркан (Киргизия). В древности киноварь добывалась не только и не столько как источник ртути, но и как незаменимый и дорогой минеральный пигмент.

В Средней Азии разрабатывались и другие месторождения ртути. Так, например, надписи во дворце древнеперсидских царей Ахеменидов (VI—IV века до н. э.) в Сузах говорят о том, что киноварь, которую в те времена использовали главным образом как краситель, доставляли сюда с Зеравшанских гор, расположенных на территории современных Таджикистана и Узбекистана. По-видимому, киноварь добывалась там ещё в середине 1-го тысячелетия до н. э.

Технология получения искусственной киновари, получаемой сплавлением ртути и серы, стала известна в древние времена. Впервые искусственную киноварь таким способом получили, вероятно, в Китае. На востоке арабский алхимик Джабир говорит о получении искусственной киновари уже в VIII—IX веках. В Европе, судя по трактатам Ченнини, итальянские художники в XV веке использовали уже не минеральную киноварь, а искусственную.

Существует два основных способа лабораторного приготовления искусственной киновари: сухой и мокрый.

При приготовлении по сухому методу ртуть смешивается с необходимым количеством серы и нагревается в закрытой реторте. При этом образуется сульфид ртути чёрного цвета. Затем чёрный сульфид ртути β-HgS возгоняется нагреванием и конденсируется. В результате образуется красный сульфид ртути α-HgS.

Мокрый метод стал использоваться в Германии в конце XVIII века. Ртуть и сера совместно перетирались в присутствии воды, и затем к смеси прибавлялась каустическая сода (NaOH). После последующего перетирания чёрный сульфид ртути приобретает красный цвет. В усовершенствованной процедуре вместо каустической соды добавляют пентасульфид калия. Необходимо иметь в виду, что любые манипуляции с жидкой ртутью и её водно-растворимыми солями чреваты крайне тяжёлыми отравлениями, в связи с чем приготовление искусственной киновари допустимо только в лабораторных условиях с соблюдением всех правил техники безопасности.

Частицы киновари, полученной сухим методом, под микроскопом выглядят гораздо крупнее частиц данного пигмента, полученного мокрым процессом, а также имеют синеватый карминовый оттенок. Серьёзным недостатком искусственной киновари является то, что со временем она способна изменять цвет до серого или почти чёрного, что часто наблюдается уже в красочном слое.

Киноварь с древности применялась в качестве красной краски, как источник для получения ртути и как единственное существовавшее до изобретения антибиотиков надёжное (хотя и небезопасное) средство лечения сифилиса. Как незаменимый ярко-алый минеральный пигмент киноварь применяли уже в Древнем Египте, в ранней Византии. Повсеместно с тех пор, как и в наши дни, натуральная киноварь широко используется в канонической иконописи. В светской живописи, начиная со второй половины XIX века, киноварь встречается редко, в настоящее время вытеснена красным кадмием и ртуть-кадмиевыми красками. В Японии в I—II веках н. э. киноварь использовали как косметику.

[источник не указан 867 дней]

Как и все соединения ртути, киноварь токсична. Опасность её растёт при нагревании, так как в воздух выделяются токсичные вещества — сернистый газ (SO2), ртуть и её пары. Вдыхание токсичных паров приводит к тяжёлым отравлениям и представляет угрозу для здоровья и жизни. Проводить опыты с киноварью следует в вытяжном шкафу, в резиновых перчатках, очках и в противогазе.

  • Киноварь / Н. А. Пекова // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 710. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6.
  • Власов В.
    Киноварь // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2006. — Т. 4.

ru.wikipedia.org

Киноварь – это… Что такое Киноварь?

Ки́новарь (др.-греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari), — HgS — минерал, сульфид ртути (II). Самый распространённый ртутный минерал. Имеет алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови. На воздухе постепенно окисляется с поверхности, покрываясь тонкой плёнкой побежалости (HgО). Греческое название киновари, употребляемое ещё Теофрастом, по одной из версий происходит от др.-перс. zinjifrah, вероятно, означавшем «драконья кровь». Киноварью также называют неорганический пигмент, в прошлом получаемый из данного минерала, и соответствующий оттенок красного цвета — см. киноварный цвет.

Свойства

Содержит 85,83 % ртути. Кристаллизуется в тригональной сингонии, образуя преимущественно мелкие ромбоэдрические или толстотаблитчатые кристаллы, кристаллически-зернистые или порошковатые массы. Характерны двойники прорастания. Спайность совершенная в одном направлении. Хрупкая. Цвет красный, иногда наблюдается тёмная синевато-серая побежалость. В тонких осколках киноварь прозрачна, обладает ярким «алмазным» блеском. Твёрдость по минералогической шкале Мооса 2-2,5; плотность 8,09-8,20 г/см³. Легко плавится и при нагревании на воздухе до 200 °C полностью улетучивается с образованием паров ртути и сернистого газа. Растворима только в царской водке.

В природе

Киноварь — наиболее распространённый минерал ртути. Образуется в гидротермальных близповерхностных месторождениях, вместе с кварцем, кальцитом, баритом, антимонитом, пиритом, галенитом, марказитом, реже с самородным золотом.

Крупнейшее в мире ртутное месторождение Альмаден находится в Испании, на долю которой до недавнего времени приходилось около 80 % мировой добычи ртути, в Югославии (Авала), Словении (Идрия), США (Нью-Альмаден). Плиний Старший упоминает в своих сочинениях, что Рим закупал в Испании ежегодно до 4,5 т ртути.

История

Киноварь, Историческая коллекция красителей Дрезденского технического университета, Германия

Киноварь добывали в Римской империи для получения ртути и красного натурального пигмента. Некоторые из римских шахт разрабатываются и сегодня.

Киноварь обычно откладывается в жилах, ассоциированных с недавней вулканической активностью и щелочными горячими источниками.

Одно из старейших на Украине ртутных месторождений — Никитовское — находится в Донбассе (Донецкая область, г. Го́рловка). Здесь на различной глубине (до 20 метров) обнаружены древние горные выработки, в которых можно было найти и орудия труда — каменные молотки.

Ещё более древний рудник — Хайдаркан («Великий рудник») в киргизской части Ферганской долины, где также сохранились многочисленные следы древних работ: крупные выработки, металлические клинья, светильники, глиняные реторты для обжига киновари, большие отвалы образующихся при этом огарков. Археологические раскопки показывают, что в Ферганской долине ртуть добывали на протяжении многих столетий и лишь в XIII-XIV веках, после того как Чингисхан и его преемники уничтожили здесь ремесленно-торговые центры, а население перешло на кочевой образ жизни, добыча руды в Фергане была прекращена. Но в середине XX века активно возобновилась на месторождении Хайдаркан (Киргизия). В древности киноварь добывалась не только и не столько как источник ртути, но и как незаменимый и дорогой минеральный пигмент.

В Средней Азии разрабатывались и другие месторождения ртути. Так, например, надписи во дворце древнеперсидских царей Ахеменидов (VI—IV века до н. э.) в Сузах говорят о том, что киноварь, которую в те времена использовали главным образом как краситель, доставляли сюда с Зеравшанских гор, расположенных на территории современных республик Таджикистана и Узбекистана. По-видимому, киноварь добывалась там ещё в середине первого тысячелетия до нашей эры.

Искусственное получение

Искусственная киноварь, получаемая сплавлением ртути и серы, была известно в древние времена, впервые, вероятно, в Китае. На востоке арабский алхимик Джабир говорит о получении искусственной киновари уже в VIII-IX вв. В Европе, судя по трактатам Ченнини, итальянские художники в XV в. использовали уже не минеральную киноварь, а искусственную.

Существует два основных способа лабораторного приготовления искусственной киновари: сухой и мокрый. При приготовлении по сухому методу ртуть смешивается с необходимым количеством серы и нагревается в закрытой реторте. При этом образуется сульфид ртути чёрного цвета. Затем чёрный сульфид ртути β-HgS возгоняется нагреванием и конденсируется. В результате образуется красный сульфид ртути α-HgS. Мокрый метод стал использоваться в Германии в конце XVIII в. Ртуть и сера совместно перетирались в присутствии воды, и затем к смеси прибавлялась каустическая сода (NaOH). После последующего перетирания чёрный сульфид ртути приобретает красный цвет. В усовершенствованной процедуре вместо каустической соды добавляют пентасульфид калия. Необходимо иметь в виду, что любые манипуляции с жидкой ртутью и её водно-растворимыми солями чреваты крайне тяжёлыми отравлениями, в связи с чем приготовление искусственной киновари допустимо только в лабораторных условиях с соблюдением всех правил техники безопасности.

Частицы киновари, полученной сухим методом, под микроскопом выглядят гораздо крупнее частиц данного пигмента, полученного мокрым процессом, а также имеют синеватый карминовый оттенок. Серьёзным недостатком искусственной киновари является то, что со временем она способна изменять цвет до серого или почти чёрного, что часто наблюдается уже в красочном слое.

Применение

Киноварь с древности применялась в качестве красной краски, как источник для получения ртути и как единственное существовавшее до изобретения антибиотиков надёжное (хотя и небезопасное) средство лечения сифилиса. Как незаменимый ярко-алый минеральный пигмент киноварь применяли уже в Древнем Египте, в ранней Византии. Повсеместно с тех пор, как и в наши дни, натуральная киноварь широко используется в канонической иконописи. В светской живописи, начиная со второй половины XIX в., киноварь встречается редко, в настоящее время вытеснена красным кадмием и ртуть-кадмиевыми красками.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Киноварь (цвет) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Киноварь.
Киноварь
HEX E34234
RGB¹ (r, g, b) (227, 66, 52)
CMYK (c, m, y, k) (0, 71, 77, 11)
HSV² (h, s, v) (5°, 77%, 89%)
  1. Нормализовано к [0—255]
  2. Нормализовано к [0—100]

Ки́новарь (от др.-греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari неясной этимологии) — оттенок красного цвета и краска этого оттенка; соответствующий неорганический пигмент изначально получали из ртутного минерала киновари.

Русское название цвета в ходу по крайней мере с XII века («Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»)[1], со временем киноварь стало обозначать не только цвет, но и минерал[2]. Другое название этого цвета — китайский красный — в русском языке в ходу с начала XX века. Толкование греческого названия киновари κιννάβαρι как «драконова кровь», принятое в Европе XIV—XVIII веков и до сих пор встречающееся как этимологическая версия[3][4][1], возможно, было основано на рецепте китайской красной краски, изготовляемой из ядовитого сока китайского лакового дерева. Во многих европейских языках тот же пигмент из киновари и соответствующий цвет с XII века именовались фр. vermillon[5] — «вермильо́н» в русском языке[6][7]. До XVII века это название использовалось в Европе наряду с названием киноварь («цинобер»[4] — κιννάβαρι, cinnabar и др.), затем вермильон стал доминирующим названием. Яркий жёлто-красный оттенок краски из того же минерала в русской традиции может именоваться цино́бровый (от нем. zinober)[7]. Оттенок в цветной вкладке этой статьи даётся по книге Maerz и Paul. A Dictionary of Color[8]; цвет указан как vermilion (вермильон) либо cinnabar (киноварь)[8]. В некоторых источниках можно найти указание на использование названий киноварь, вермильон, китайский красный для различающихся рецептурой красных красок[4][9] и различающихся между собой оттенков красного, и указания на различия между несколькими видами оттенков цвета вермильон. Так, отмечается, что вермильон, этимологически происходящий от лат. vermis (червь), должен по цвету быть близок к кошенили, а цвет краски из киновари может варьировать от оранжево-красного до синевато-красного, в том числе и из-за примесей. В разное время в Европе киноварью могли называться оттенки, получаемые с применением более дешёвых красок: лат. minium — свинцового красного, и красок на основе охры, аурипигмента, иодида ртути. Киноварь может описываться как ярко-красный малиновый оттенок[4], красный и суриково-красный[6], яркий красно-жёлтый[7], насыщенный и броский красный[10], красный цвет как таковой[2], среднее состояние красного цвета[11].

Раннее использование красной краски из киновари отмечено для неолитических культур Анатолии (Чатал-Хююк, 7000 до н. э.) и Китая (Яншао, 5000 до н. э.). Такая краска широко применялась в Древнем Египте, в древней Греции ей раскрашивали статуи[4], в Римской империи киноварь была очень высоко ценимой краской для украшения интерьеров в богатых домах, для фресок, статуй, и даже для косметики. В ранней Византии киноварь была императорским цветом, императорские декреты писались чернилами киноварного цвета. Киноварный цвет был популярен в Средние века при иллюстрировании рукописей, дорогая краска киноварь использовалась для наиболее важных элементов рисунка, в остальных применялся minium (свинцовый красный). В Китае киноварь широко применялась в лакировке, а у цвета киновари было большое значение в символике даосизма как цвета крови и цвета жизни[12]. Повсеместно с тех пор, как и в наши дни, краска из натуральной киновари широко используется в канонической иконописи. Отмечалось, что в древнерусских иконах пламенеющий киноварный цвет применялся для выражения эмоций; художники и искусствоведы описывают киноварь как броский, светоносный цвет, способный создать ощущение сияния при наложении большим пятном, без выделения при помощи специальных техник[10]. В живописи киноварь была основной красной краской от Возрождения, когда ценилась особая яркость, живость этого цвета по сравнению с другими красными, и до XIX века; «киноварь» выступала как синоним красного цвета[13]. В светской живописи, начиная со второй половины XIX века, киноварь встречается редко, в настоящее время вытеснена красным кадмием и ртуть-кадмиевыми красками, однако используется как масляная и акварельная краска[14].

Красный цвет китайским лакированным изделиям первоначально придавался ядовитым соком китайского лакового дерева (ср. κιννάβαρι (киноварь) — «драконова кровь»), а затем красками на основе натуральной и, позже, искусственной киновари. К тому времени, когда европейские коллекционеры познакомились с китайским искусством, китайская киноварь воспринималась как более яркий и чистый цвет по сравнению с европейской киноварью.

Краска, получаемая из искусственной киновари сухим методом, имеет синеватый карминовый оттенок. Со временем такая краска способна изменять цвет до серого или почти чёрного, хотя потемнение является общей проблемой любых красок на основе натуральной или искусственной киновари. Так, художник Возрождения Ченнино Ченнини писал: «Имейте в виду, что не в природе этой краски быть выставленной на воздух… поскольку с течением времени эта краска темнеет от соприкосновения с воздухом».

В своей книге «К теории цвета» Гёте характеризовал киноварь как цвет с наивысшей энергией, доставляющий ощущение «невыносимого насилия». Гёте считал, что этот цвет «особенно нравится энергичным, здоровым, грубым людям. Ему радуются дикие народы и дети» и отмечал, что при разглядывании чистого киноварно-красного пятна оно кажется пронизывающим глаз, назойливым и невыносимым[10].

  • Киноварь и minium в иллюстрации манускрипта

  • Драматический эффект киновари. Тициан

  • Китайская лакированная шкатулка

  1. 1 2 Фасмер, Макс. Киноварь // Этимологический словарь русского языка : в 4 т. = Russisches etymologisches Wörterbuch / М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачёва. — 4-е изд., стер.. — М.: Астрель : АСТ, 2009. — ISBN 978-5-17-013347-5.
  2. 1 2 Садыкова, Ирина Викторовна. Обозначение красного цвета в русском языке в историко-этимологическом аспекте : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.02.01 / Садыкова Ирина Викторовна ; науч. рук. Л. Т. Леушина ; Томский государственный университет. — Томск, 2006.
  3. ↑ cinnabar (англ.). Online Etymology Dictionary. Дата обращения 21 апреля 2018.
  4. 1 2 3 4 5 Власов, Виктор Георгиевич. Киноварь // И — К. — СПб.: Азбука-классика, 2004—2009. — Т. 4. — 752 с. — (Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т.). — ISBN 978-5-9985-0864-6.
  5. ↑ vermilion (англ.). Oxford Dictionaries. Oxford University Press. Дата обращения 21 апреля 2018.
  6. 1 2 Косых, Елена Анатольевна. Система цветообозначений в русском языке: к созданию и публикации «Русской энциклопедии цвета» // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Сер. «Психолого-педагогические науки». — Барнаул, 2002. — № 2. — С. 28-34.
  7. 1 2 3 Моисеенко, Виктор Ефимович. Система русских цветонаименований в функциональном аспекте // Studia Slavica Savariensia. — 2007. — Вып. 1—2. — С. 287—309. — ISSN 1216-0016.
  8. 1 2 A. Maerz, M. Rea Paul. A Dictionary of Color. — 2. — New York: McGraw-Hill, 1930. — P. 27, 193. — 207 p.
  9. Власов, Виктор Георгиевич. Вермильон // Б — В. — СПб.: Азбука-классика, 2004—2009. — Т. 2. — 728 с. — (Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т.). — ISBN 5-352-01205-0.
  10. 1 2 3 Волков, Николай Николаевич. Цвет в живописи / Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. — М.: Искусство, 1965. — 216 с.
  11. Кандинский, Василий Васильевич. Точка и линия на плоскости / Василий Кандинский. — СПб.: Азбука, 2001. — 558 с. — (Наследие). — ISBN 5-267-00254-2.
  12. Кобзев, Артём Игоревич. Алхимия китайская // Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / гл. ред. М. Л. Титаренко; Институт Дальнего Востока РАН. — М.: Восточная Литература, 2009. — Т. 5. — С. 340-344. — 1055 с. — (Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т.).
  13. Гельмгольц, Герман. О восприятии вообще // Познавательные психические процессы : о механизмах чувств. и абстракт. лог. познания. Ощущение и восприятие. Представление и память. Мышление и речь / сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова. — М.: Питер, 2001. — С. 75. — 475 с. — (Хрестоматия : Серия). — ISBN 5-318-00614-0.» .
  14. ↑ Минеральные краски // Коммерческая энциклопедия М. Ротшильда / Под ред. С. С. Григорьева. — СПб.: Издание В. Э. Форселлеса, 1901. — Т. IV. — С. 386.
  • Киноварь — на сайте «Иконы. Техника иконописи. Живопись и графика».

ru.wikipedia.org

ртутная руда, какая формула, красный минерал

Ярко красная киноварь является основным источником получения ртути. В отдельных кристаллах она встречается крайне редко, зато часто можно обнаружить ее рассеянные скопления в виде вкрапления в другие рудные минералы или породу. На свежем сколе цвет камня похож на пятна крови, отчего ртутная руда получила название cinnabari, что переводится с латинского как «кровь дракона». На выбор такого имени повлияло еще и то, что при нагревании минерала он начинал выделять ядовитые пары, похожие, как считали в древности, на дыхание мифического дракона. После остывания эти испарения загадочно исчезали, что связывали с магией, присущей таинственному чудовищу.

Описание и свойства

Что такое драконья кровь? Формула киновари записывается как HgS, что означает сульфид ртути, где теоретическое содержание самой элемента составляет 86,21%. Сульфид ртути включает, как правило, небольшое дополнительное количество примесей, таких, например, как селен, сурьма, мышьяк и теллур.

Структура кристаллов киновари подобна строению простой каменной соли и является слегка искаженной классической кубической решеткой, состоящей из бесконечно повторяющихся спиральных цепочек S-Hg-S. Камень очень хрупок, его легко можно раскрошить ударом молотка, твердость по шкале Мооса составляет всего 2 единицы, а плотность равна 8,0-8,2 г/см³. HgS растворяется в царской водке и быстро испаряется при нагревании до 200°С, образуя очень ядовитые пары ртути и сернистого газа.

Самое крупное в мире месторождение ртути называется Альмаден и находится в Испании, причем именно там добывается около 80% мирового количества киновари. Кроме Испании в добыче этого минерала участвуют Украина, Китай, Черногория, США, а также Таджикистан и Киргизия. В России довольно крупное месторождение находится на Чукотке.

Магическое значение

Киноварь — минерал, известный в Древнем Египте еще в 3 тысячелетии до н. э. Ею наполняли небольшие флакончики и носили с собой в качестве амулета, предполагая, что минерал поможет избежать неприятностей и принесет удачу в бизнесе. Особенно рекомендовалось использование таких амулетов людям, рожденным под знаком Тельца. Однако, поскольку все соединения ртути ядовиты, постоянные контакты с камнем могли привести к резкому ухудшению здоровья. Поэтому брать с собой кровь дракона нужно было только в экстремальных случаях, когда речь шла о больших деньгах или бизнес мог находиться под угрозой.

Категорически противопоказан камень только Скорпиону. Все остальные знаки могут, время от времени, применять магические свойства ртути в своих целях. Известно, что этот минерал охотно используют черные маги и колдуны, поскольку он активно поглощает отрицательную энергию, выделяемую ими ежедневно. Поэтому они пользуются им как накопителем негатива, а потом вручают кому-то, передавая таким образом тяжелую карму другому. Изделия из драконьей крови бывают очень красивы, что привлекает любящих эстетику и мистику людей, зачастую заставляя их забывать об элементарной осторожности.

Целебное действие

Известно, что задолго до нашей эры в Китае уже использовали соединения ртути для лечения проказы. Для этой же цели, то есть устранения кожных заболеваний, применяли такие соединения и арабы, причем этот способ терапии сохранялся вплоть до наших дней. В Европе в начале века ртутными мазями лечили сифилис, поскольку ядовитые свойства химического элемента могут истребить большинство микроорганизмов, вызывающих язвы и воспалительные процессы на коже. Время от времени его прописывали в качестве афродизиака.

После появления антибиотиков подобное применение минерала резко сократилось, и в настоящее время киноварные изделия остались только в арсенале литотерапевтов либо для созерцания камня с целью стимуляции сексуальных функций и восстановления душевного равновесия, либо для очень кратковременного непосредственного контакта пациента с минералом.

Применение минерала

Помимо основного применения в качестве источника ртути, драконья кровь используется для изготовления краски ярко-красных и алых цветов, которая носит то же название, что и сам минерал. Русские мастера расписывали ей иконы, а летописцы выводили этой краской заглавные буквы в своих рукописях. В Древнем Египте алое вещество использовали в ритуальных целях, а китайцы раскрашивали с его помощью различные поделки вроде шкатулок и сувениров.

Ювелиры тоже не обходят своим вниманием камень, поскольку его пластичность позволяет не просто обрабатывать изделие, а буквально создавать из него шедевры тонкой резьбы, с нанесением ажурных магических узоров и личных вензелей на поверхность прекрасного минерала. Причем такое изделие можно с успехом оформить в виде как мужского перстня, браслета, медальона, так и женских серег, бус или брошей.

В современном мире ограненные прозрачные красные киноварные кристаллы обожают коллекционеры, причем по стоимости они превосходят даже алые кораллы. Иногда естественные друзы кристаллов используются в декоративной отделке интерьера.

wiki.sunlight.net

цвета, фото, виды, интересные факты

Слово «киноварь» с арабского переводится как «драконья кровь». Также минерал известен как циннабарит. Еще в древние времена киноварь использовали как основу для изготовления краски ярко-красного цвета. Этот метод был известен в Египте и Финикии. На Руси такой краской расписывали иконы, чтобы достоверно передать капли крови. Под влиянием воздуха киноварь окисляется и покрывает оксидной пленкой.

Месторождения киновари

Месторождения киновари встречаются на всех континентах. Самые крупные из них расположены в Испании, лучшие сорта добывают на территории Китая, где этот минерал очень популярен. Образование киновари происходит в гидротермальных залежах недалеко от поверхности земли.

История киновари

Киноварь известна человечеству уже очень давно. Ее название, которое переводится как «кровь дракона», указывает на свойства камня: на его красный цвет и алмазное сияние, и на вред для здоровья человека из-за содержания ртути, и на способность трансформироваться. Если кусочек киновари нагреть, то на нем вначале появляется ртутная «испарина», а если нагревание продолжить, то минерал просто испаряется, как по волшебству.

Мифическое происхождение киновари приписывали во все времена. Но уже в Древней Греции ее повсеместно использовали как пигмент красного цвета. В Риме киноварь и вовсе считалась промышленным сырьем.

Сегодня спрос на минерал остается высоким и он продолжает пользоваться популярностью.

Физико-химические характеристики киновари

Киноварь является сульфидом ртути и одним из самых распространенных и известных ртутьсодержащих минералов. Она содержит около 87% ртути. Кристаллы киновари отличаются алмазным сиянием или наоборот матовой поверхностью. Плотность киновари 8-8,2 г/см3, твердость по шкале Мооса 2-2,5. Не растворима в кислотах, растворяется только в смеси концентрированной азотной и соляной кислот.

Размеры кристаллов природной киновари достигают нескольких сантиметров. Он очень хрупкие, легкоплавкие, легко превращаются в порошок.

Магические свойства киновари

Талисманы из киновари подходят финансистам, бизнесменам, банкирам. Они помогают им ориентироваться на рынке, стойко переносить неудачи, а удачи воспринимать как стартовую платформу для новых устремлений. При этом киноварь не дает своему владельцу расслабиться, и для того, чтобы отдохнуть, обереги с ней необходимо обязательно снимать.

Киноварь также помогает хозяину радоваться каждому дню и мгновению жизни.

Черные маги часто используются амулеты из киновари для поглощения отрицательной энергетики.

Лечебные свойства киновари

Еще с древних времен были известны бактерицидные свойства киновари. Порошками на ее основе лечили проказу и сифилис. Но ртуть при этом могла оказывать и отрицательное воздействие на человека.

В официальной медицине киноварь так применения и не нашла. Литотерапия советует только наблюдение киновари, чтобы стимулировать сексуальную активность человека, инициативность и активность.

Ни в коем случае нельзя использовать аппликации из разогретой киновари, так как при этом из камня начинает испаряться ртуть.

Отрасли применения киновари

В древности из киновари получали пигмент красного цвета для отделочных работ и живописи. Жители Древнего Рима с помощью этой краски украшали дома, писали фрески и картины. На Руси ее использовали в хохломе. И даже старые книги с заголовками красного цвета появились именно благодаря киновари.

Сейчас киноварь используют в промышленности как источник ртути, которую можно получить, путем нагревания минерала, а также в ювелирном деле. Однако гранят камень относительно редко из-за его хрупкости и содержания большого количества ртути.

Зато из-за того, что минерал пластичен, на нем создают красивые ажурные узоры, а резные вставки применяют для украшения брошей, медальонов, колец и серег, бус и браслетов.

Важно помнить о том, что носить украшения из киновари постоянно не рекомендуется, чтобы не нанести вред организму.

Также из крупных сростков киновари делают красивые украшения для интерьера.

Цвета киновари

Природная киноварь окрашена в красный цвет, но он особенный и выглядит как смесь серого и алого. Киноварь может быть темнее, но в ней никогда не бывает синих оттенков. А еще она словно светится из глубины, матово и размыто.

Искусственная киноварь

Уже в древности люди научились получать искусственную киноварь, сплавляя ртуть и серу. Изобрели такой способ в Китае, и постепенно он распространился на все континенты. Так, художники в 15-16 веке чаще применяли именно искусственную киноварь, а не настоящую.

Сегодня киноварь получают по сухому и мокрому методу.

Для сухого метода ртуть смешивают с серой и нагревают в закрытом сосуде. Вначале образуется порошок черного цвета, который возгоняют и конденсируют с получением красной синтетической киновари. При мокром методе ртуть и серу растирают с водой, после чего добавляют щелочь. Полученную смесь перетирают до получения красного цвета. Любой из этих методов допустим только в специальных лабораторных условиях, чтобы не получить отравление солями ртути.

Киноварь, полученная по сухому методу, состоит из более крупных частиц, которые отличаются синеватым отливом.

Искусственная киноварь отличается вначале более ярким окрасом, но со временем она становится серой или черной и теряет свои качества. Природный камень можно отличить по неровной и раковистой поверхности на изломе.

Как ухаживать за киноварью

Киноварь хранят в плотно закрытых шкатулках, обернутой в мягкую ткань, в прохладных местах. Носят украшения редко и ни в коем случае не нагревают. Очищают только прохладной водой.

Киноварь и знак зодиака

Киноварь подходит всем знакам зодиака, кроме Скорпиона. Ее настоящий любимчик – это Телец. Но носить украшения с этим самоцветом нужно только в период острой необходимости, чтобы киноварь оказала свою помощь, но не успела навредить. Украшения из синтетической киновари представляют меньшую угрозу для здоровья.

Цены на изделия из киновари

Необработанная киноварь является очень дешевым камнем, и может оцениваться меньше, чем 1 доллар за грамм.

Интересные факты о киновари

  • Проблема в использовании изделий из киновари заключается в том, что она содержит много ртути. Пока этот металл находится в химической связи с серой, он неопасен, однако эта связь легко разрушается. На воздухе поверхность киновари покрывается тонким слоем металлической ртути, которая или превращается в оксид, или испаряется. Оксид ртути делает камень черным и непривлекательным, а пары ртути попадают в организм человека и могут причинить ему вред.
  • В Древнем Риме не только активно добывали киноварь (некоторые шахты работают и сегодня!), но и экспортировали ее из Испании в количестве около 4,5 тонн каждый год.
  • В древности киноварь была важным и незаменимым пигментом, источником красного цвета для всех нужд человека. По всему миру археологи находят древние разработанные залежи киновари. Так, они были обнаружены на Донбассе (Украина), в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Та находят и древние орудия труда и различные приспособления (клинья из металла, светильники, глиняные сосуды), которые свидетельствуют о том, как жили люди сотни лет назад.

o-prirode.ru

Камень киноварь: описание, свойства, знаки зодиака

Помните, как велел называть себя крошка Цахес из сказки Гофмана (1819), злой уродец, обладающий магической силой? Карлик Цахес принял звучное имя Циннобер. Это слово по-немецки означает киноварь (Zinnober). Невидимые губительные свойства этого минерала вполне соответствуют гнусным поступкам и отвратительным чертам подлого характера заколдованного феей злодея Циннобера.

В десятке самых опасных

Киноварь входит в десятку самых опасных минералов-убийц на Земле.

Ртуть

В этом мрачном ряду – галенит (свинцовая руда), поражающий клетки мозга; асбест, разрывающий легкие миллионами микроскопических лезвий кристаллов кварца; похожий на золото арсенопирит, содержащий мышьяк; радиоактивный торбернит, наполненный ураном и радоном, и несколько других очень опасных минералов-«рецидивистов».

Камень Геенны огненной

По химическому составу минерал киноварь – крайне токсичный сульфид ртути. Это – единственный в природе рудный минерал серебристого «жидкого металла» (встречаются и месторождения самородной ртути).

Киноварь кристалл

Европейские алхимики, надышавшиеся испарениями киновари над своими раскаленными тиглями, после таких опытов долго не жили. Об этом свидетельствует красноречивый факт – рукописи с описаниями алхимических экспериментов с киноварью, как правило, не окончены.

Проклятый самим Сатаной минерал называли камнем Геенны огненной. Находили его в соответствующих местах – подле действующих и угасших вулканов, в сопровождении удушливых выделений непременного спутника киновари – залежей серы.

Древние рудники

Геродот сообщает, что греки получали красную краску κιννάβαρι (киноварь) от скифов в Причерноморье. Здесь, в степных регионах Донбасса, киноварь добывают и сегодня. В шахтах иногда находят орудия труда древних рудокопов – каменные молоты, бронзовые клинья и кирки.

В ряду крупнейших в мире месторождений киновари – рудники Идрии, неподалеку от Адриатического моря (Словения). Они считаются и одними из древнейших в истории европейской цивилизации. Здесь минерал содержит очень высокий процент самородной ртути.

Не менее древние шахты по добыче ртутной руды расположены в Ферганской долине (Киргизия), есть такие рудники в Узбекистане, в нескольких провинциях Китая и в других странах мира.

От неолита до Средневековья

Химический анализ поливной керамики возрастом в 9 тысяч лет, найденной археологами в неолитическом городе Чатал-Хёйюк на территории турецкой провинции Анатолия, засвидетельствовал: посуда покрыта орнаментом, выполненном из красного пигмента киновари.

Жители этого самого древнего на земле города раскрашивали красной киноварью изображения своих богов, вырезанные на стенах пещерных святилищ.

Что такое киноварь, знали и предки китайцев. Красным пигментом этого минерала раскрашивали свою керамику гончары неолитической культуры Яншао, существовавшей 7 тысяч лет назад в долине реки Хуанхэ. Мастера экспериментировали и поняли, что киноварь цвет дает не только красный. Смешивая растворы минерала с другими компонентами, древние китайцы умели приготовить краски нескольких оттенков – от розового до багряного.

Неисчерпаемые рудники Альмаден

В горах Иберийского полуострова, на территории Испании, существует уникальное месторождение Альмаден. В здешних рудниках добыча киновари ведется беспрерывно около трех тысяч лет – со времен финикийского Карфагена. За это время из недр добыто не менее полумиллиона тонн ртути, но рудник, похоже, неисчерпаем.

Об испанских ртутных рудниках упоминает Плиний (I в.), описывая в одном из разделов «Естественной истории» свойства минерала киноварь и способ извлечения из него ртути.

В средневековой Испании приговор королевского суда к работам на рудниках Альмаден означал изощренную смерть. Ядовитые ртутные испарения вызывали у рудокопов спазмы и судороги, потерю ориентации, слепоту, за которыми следовала скорая мучительная гибель обреченных каторжников.

Излечить больного, отравленного киноварью, невозможно даже в современной клинике – ртуть из организма никакими средствами не выводится.

Убийственная красота

Тем не менее, этот красивый и легкий в обработке минерал в древности нередко использовался в быту. В румяна и помаду, другую косметику, изготовленную для египетских, а затем и римских красавиц, в качестве основного красителя входила токсичная киноварь. Гримом с киноварью пользовались актеры греческих и римских театров.

С точки зрения современного человека совершенно невероятным представляется лекарство, содержащее киноварь. Тем не менее, многие средневековые врачи сводили в могилу своих несчастных пациентов именно такими ядовитыми мазями, пилюлями и снадобьями. В частности, ртутным компонентом минерала киноварь пытались лечить проказу.

Вот красивая китайская резная коробочка из киновари, принадлежавшая некоему лекарю времен династии Цин (XVIII в.). На торцах вырезан хоровод веселых детишек. Видимо, врач специализировался на исцелении детей, и развлекал маленьких пациентов таким забавным изображением. Резной аксессуар педиатра предназначался для хранения чудодейственных лекарств. Можно лишь представить, каково было действие этих препаратов, пропитанных испарениями ртути.

Коробочка экспонируется в пекинском Национальном музее Китая.

Аптекарь Сатаны

Это мрачное прозвище Папа Римский Александр VI Борджа (1492-1503) заслужил еще в 25 лет, когда его дядя, Папа Каликст III, рукоположил племянника в кардиналы.

Этот самый молодой в истории папства князь Церкви, аристократ из королевства Арагон по имени Rodrigo de Borja i Borja, твердо решил превратить один из осколков Римской империи – аморфную итальянскую Папскую область, – в теократическое государство.

Мечта его сбылась. Но Папа добился своего не только благочестивой молитвой. Немало времени он проводил в собственной алхимической лаборатории. Решительный понтифик частенько нарушал заповедь «Не убий», собственноручно приготовляя для своих недругов изощренные отравы. Это было эффективным решением спорных территориальных и политических вопросов. Нет человека – нет и проблемы.

Среди ядовитых компонентов в снадобьях Аптекаря Сатаны нередко присутствовала ртуть, добытая из испанской киновари.

Красный путь Дао

В Древнем Китае на основе растворенной киновари приготовляли высококачественные лаки всех оттенков красного – от ярко-алого до темно-бордового. Они применялись для художественного оформления ваз и столовой посуды, статуй и элементов дворцового декора. Из цельных пластов сросшихся кристаллов киновари китайские ремесленники вырезали красиво инкрустированные обеденные блюда для сладостей и фруктов.

На этой иллюстрации – одно из таких старинных изделий из бордовой киновари. Без сомнения, все владельцы, некогда евшие из этого блюда, преждевременно ушли в мир иной.

Алый, малиновый, красно-желтый, сдержанный коричневато-красный цвет киновари, занимает особое место в палитре мистических цветов даосизма.

По-китайски название минерала киноварь и обозначение его алого цвета пишутся одинаково, двумя вот такими иероглифами:

龍血

Эти древние символы означают Кровь Дракона. Даосские маги разработали систему философского учения, связанную с этим символом, которое называется Красный путь Дао.

Уроборос

Дракон, кусающий свой хвост – символ бесконечности не только в даосизме, но и во всех мировых школах алхимии и астрологии. Подобные изображения можно увидеть в древнеегипетской Книге Мертвых и на фресках гробниц фараонов – например, такой змей изображен на стенах усыпальницы Тутанхамона.

Позднее мистический Уроборос стал символом и двух неразлучных алхимических элементов – ртути и серы.

Они обозначены в виде двух поглощающих друг друга драконов или змей, иногда одна из них (Философская Сера) – крылатая. Это и символ алхимического понятия интроспекции – вечной цикличности, библейского «возвращения на круги своя».

Трансмутация

В древнейшей алхимической и магической традиции, восходящей к древнеегипетской магии, ртуть считалась первичным, исходным металлом, созданным при Сотворении Вселенной. Ведь ртуть способна создавать амальгамы (жидкие и твердые сплавы) с любым металлом.

Теорию трансмутации (превращения одного металла в другой) особенно подробно изложил в своих мистических трудах арабский алхимик Джабир ибн Хайян (VIII в.). Он полагал, что все металлы имеют единую основу – философские ртуть и серу (эти алхимические понятия не соответствуют материальным минералам).

Познание механизма трансмутации позволило бы превращать в золото любой металл.

Ртутные моря гробницы императора

Одно из величайших чудес древнего Китая – гробница великого императора Ши Хуанди (III в. до Р.Х.). Это он начал строительство Великой Стены, которую видно даже с орбиты Международной космической станции.

Не менее грандиозным оказалось и последнее пристанище императора. Его гигантскую подземную гробницу охраняет многотысячная армия терракотовых солдат.

В росписи одежды и доспехов керамических фигур воинов применена и красная киноварь.

Кстати, секретным оружием стражей Великой стены были стрелы, наконечники которых обмакивались в убийственный раствор киновари и мышьяка.

Согласно преданию, внутри гробницы есть огромный зал, в котором воспроизведена карта земель империи Ши Хуанди. Реки и моря в этом объемном макете залиты тоннами ртути.

Археологи не спешат вскрывать гробницу, спрятанную под рукотворной горой. Но уже известно, что предание правдиво. В пробах грунта присутствует испарившаяся ртуть.

Разноцветный Парфенон

Мы привыкли видеть мраморные античные статуи и барельефы однотонными. Но в Древней Греции эти монументальные произведения искусства были раскрашены. Реалистичными красками изображались глаза статуй, в качестве зрачков нередко использовались голубые или зеленые самоцветы – аквамарины, изумруды.

Читать по теме: Аквамарин – камень моряков и праведников, Изумруд – сказочный самоцвет

Установлено, что окрашены были мраморные дворцы и храмы.

Чудом сохранившийся фрагмент дворца Миноса на острове Крит демонстрирует, как выглядела такая архитектура. В глубине, за колоннадой, видна красная фреска с изображением быка – ведь именно здесь был легендарный Лабиринт, в котором скрывался получеловек-полубык, чудовищный монстр Минотавр, побежденный Тесеем.

Следы красной киновари обнаружены на архитектурных деталях знаменитого храма Афины – Парфенона (V век до Р.Х.).

Взгляните на эту современную иллюстрацию, и попробуйте представить, каким видели свой храм афиняне во времена Перикла, двадцать пять веков назад. Искусствоведы полагают, что колонны Парфенона были бледно-розовыми, а фронтоны и фризы – небесно-голубыми, желтыми, коричневыми…

С красной строки

В Византии цвет краски из киновари считался императорским. На фресках, украшавших стены общественных зданий, церквей и гробниц, изображения багряных одежд правителей Восточной Римской империи непременно выполнялись этой сакральной краской.

Красными киноварными чернилами написаны указы и грамоты императоров, изображены заглавные буквы светских и церковных книг (отсюда выражение «С красной строки»).

Миниатюры в древних фолиантах, исполненные натуральными красителями (толченая бирюза, киноварь, сажа, охра и др.) не выцветают веками.

Киноварь в астрологии и магии

По астрологическим гороскопам киноварь связана с зодиакальным созвездием Тельца.

В алхимической символике ртутью управляет юркая планета Меркурий.

Кристаллическая киноварь – мощный магический аксессуар. Но такие амулеты маги используют крайне осторожно.

Предостережение от Энциклопедии самоцветов

Киноварь нередко кристаллизуется в прекрасные композиции. Особенно славятся коллекционные образцы упомянутого месторождения Альмаден.

Но хранить такие друзы в домашней коллекции крайне неразумно. Вы подвергнете опасности неизлечимого отравления не только себя, но и своих близких. Даже не пытайтесь использовать кристалл киновари в качестве украшения или амулета – он не принесет вам ничего, кроме несчастий.

Помните, что намного более, чем взрослые люди, восприимчивы к токсичной ртути дети и домашние животные. Особенно опасно размещать кристалл киновари неподалеку от источников тепла, включая настольную лампу.

Вряд ли вы сможете изготовить вакуумную витрину их прочного бронестекла. Если каким-то образом у вас оказался кристалл киновари – лучше передайте его в коллекцию ближайшего минералогического музея.

[Всего голосов: 8    Средний: 3.8/5]

wgems.ru

Киноварь — wiki.web.ru

Киноварь с кварцкем, провинция Хунань, Китай Киноварь (кристаллы до 8 мм), кварц. Альмаден,Испания. Образец: ФМ. Фото: © А.А. Евсеев.

Ки́новарь, α-HgS – минерал, сульфид ртути(II). Самый распространённый ртутный минерал. Имеет красивую алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови. Киноварь в переводе с арабского означает «драконова кровь». Сульфид ртути имеет также вторую, кубическую полиморфную природную модификацию (β-HgS), известную под названием метациннабарит (сравнительно редкий минерал чёрного цвета).

Структура и облик

Кристаллизуется в тригональной сингонии, тригонально-трапецоэдрический вид симметрии L33L2. Кристаллическая структура – гексагонального облика, в целом напоминающая искажённую структуру NaCl c координационным числом 6 (точнее 2+4 и для Hg и для S). Спецификой кристаллического строения киновари являются непрерывные цепочки S – Hg – S с ковалентной связью между ионами, вытягивающиеся параллельно оси “с” по правой или левой винтовой оси (чем обусловлена выраженная способность вращения плоскости поляризации).
Образует преимущественно мелкие ромбоэдрические или толстотаблитчатые кристаллы и очень характерные двойники прорастания по (0001). Однако в ряде месторождений (Китай, Чаувай в Киргизии) были встречены хорошо образованные полупрозрачные кристаллы размером до 2 -3 см. и более. Но чаще находится в виде прожилков, вкрапленности, кристаллически-зернистых агрегатов или порошковатых масс.

Свойства

Содержит 86,2 % ртути. Спайность совершенная в одном направлении. Хрупкая. Цвет красный, часто наблюдается характерная тёмная синевато-серая до свинцово-серой побежалость. На воздухе постепенно окисляется с поверхности, покрываясь тончайшей плёнкой побежалости (HgО). В тонких осколках киноварь прозрачна, обладает ярким «алмазным» блеском. Твердость по шкале Мооса 2 – 2,5; плотность 8,1 – 8,2 г/см³. Под п.тр. легко плавится и при нагревании на воздухе до ~200°C полностью улетучивается с образованием паров ртути и сернистого газа; на угле возгоняется без остатка. Растворима только в «царской водке».

Происхождение и месторождения

Киноварь – наиболее распространённый минерал ртути. Образуется в гидротермальных близповерхностных месторождениях, вместе с кварцем, кальцитом, баритом, антимонитом, пиритом, галенитом, марказитом, реже с самородной ртутью и с самородным золотом. Киноварь нередко откладывается в жилах среди сильно метаморфизованных джаспероидных пород, ассоциированных с недавней вулканической активностью и щелочными горячими источниками.

Крупнейшее в мире ртутное месторождение Альмаден находится в Испании, на долю которой до недавнего времени приходилось около 80% мировой добычи ртути. Добывается также на Украине (Никитовское м-ние), в Черногории (Авала), Словении (Идрия), США (Нью-Альмаден), много значительных м-ний разведано и разрабатывается в Китае. Из многочисленных месторождений Средней Азии самое крупное – Хайдаркан в Киргизии. Также Чаувай (Киргизия), Адрасман и Джижикрут (Таджикистан). В России крупное месторождение известно на Чукотке.

Из истории

Киноварь добывали в Римской империи для получения ртути и красного натурального пигмента. Некоторые из римских шахт разрабатываются и сегодня. Плиний Старший упоминает в своих сочинениях, что Древний Рим закупал в Испании ежегодно до 4,5 тонн ртути.

Одно из старейших в Украине ртутных месторождений – Никитовское находится в Донбассе (Донецкая область, г. Горловка), разрабатывалось с глубой древности; здесь на различной глубине (до 20 м.) обнаружены древние горные выработки, в которых можно было найти и орудия труда – каменные молотки.

Еще более древний рудник – Хайдаркан («Великий рудник») на севере Ферганской долины, где также сохранились многочисленные следы древних работ: крупные выработки, металлические клинья, светильники, глиняные реторты для обжига киновари, большие отвалы образующихся при этом огарков. Археологические раскопки показывают, что в Ферганской долине ртуть добывали на протяжении многих столетий и лишь в XIII-XIV веках, после того как Чингисхан и его преемники уничтожили здесь ремесленно-торговые центры, а население перешло на кочевой образ жизни, добыча руды в Фергане была прекращена. Но в середине XX в. активно возобновилась на месторождении Хайдаркан (Киргизия). В древности киноварь добывалась не только и не столько как источник ртути, но и как незаменимый и дорогой минеральный пигмент.

В Средней Азии разрабатывались и другие месторождения ртути. Так, например, надписи во дворце древнеперсидских царей Ахеменидов (VI-IV века до н. э.) в Сузах говорят о том, что киноварь, которую в те времена использовали главным образом как минеральный пигмент, доставляли сюда с Зеравшанских гор, расположенных на территории современных республик Таджикистана и Узбекистана (м-ие Адрасман?). По-видимому, киноварь добывали здесь ещё в середине первого тысячелетия до нашей эры.

Применение

Киноварь с древности применялась в качестве красной краски, а также как источник для получения ртути. Как незаменимую ярко-алую художественную краску киноварь широко применяли уже в Древнем Египте.

Кристаллическая структура киновари – HgS. Серый – ртуть (Hg), жёлтый – сера (S).

Киноварь(англ. CINNABAR) – HgS

Молекулярный вес232.66
Происхождение названияОт персидского “zinjifrah”, в первоначальном смысле “кровь дракона”; от латинского cinnabaris.
IMA статусдействителен, описан впервые до 1959 (до IMA)

КЛАССИФИКАЦИЯ

Strunz (8-ое издание)2/C.18-10
Dana (8-ое издание)2.8.14.1
Hey’s CIM Ref.3.5.1
Внутренние рефлексы полупрозрачной киноварии имеют ярко-красный цвет, что позволяет легко диагностировать ее в аншлифах.

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Цвет минераларубиново-красный, алый; за счет примесей может меняться до коричнево-красного, чёрно-красного, почти чёрного; характерна радужная металлическая побежалость на гранях кристаллов
Цвет чертыалый, малиново-красный; при наличии посторонних примесей – красно-коричневый до коричневого или морковно-красного
Прозрачностьпрозрачный, полупрозрачный
Блескалмазный
Спайностьсовершенная по {1010}
Твердость (шкала Мооса)2 – 2.5
МикротвердостьVHN10=82 – 156 кг/мм2
Изломблизкий к раковистому
Прочностьхрупкая, но режется ножом
Плотность (измеренная)8.176 г/см3
Плотность (расчетная)8.2 г/см3
Радиоактивность (GRapi)0

ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

КРИСТАЛЛОГРАФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Перевод на другие языки

Ссылки

Список литературы

  • Богатаев Р.М. О минералогии Никитовского месторождения (Украина). // В сб.: “Мир Камня”, изд-во Минералогический Альманах (Ocean Pictures LTD), М., 1997, №12, с. 10-14
  • Зубов В.И. Кристалломорфология киновари и её использование при поисках ртутных месторождений. М., 1976
  • Панов Б.С. О геолого-генетической модели ртутной рудной формации (на примере Никитовского рудного поля в Донбассе) //  Новосибирск, 1987
  • Поярков В.Э. Ртуть и сурьма.//Оценка месторождений при поисках и разведках, 1965, вып. 15
  • Щербаков Д.И. Новые данные о месторождениях киновари и антимонита в Южн. Фергане //Докл. АН СССР, А, 1926
  • Schrauf, A. (1894), Aphorismen über Zinnobar: Zeitschr. Prak. Geol.: 10-18.
  • Bulletin de Mineralogie: 96: 218-219.
  • Palache, Charles, Harry Berman & Clifford Frondel (1944), The System of Mineralogy of James Dwight Dana and Edward Salisbury Dana Yale University 1837-1892, Volume I: Elements, Sulfides, Sulfosalts, Oxides. John Wiley and Sons, Inc., New York. 7th edition, revised and enlarged, 834pp.: 251-255.
  • McCormack, J.K. (2000): The darkening of cinnabar in sunlight. Mineralium Deposita 35(8), 796-798.

wiki.web.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *