Существует ли волшебство на самом деле: Есть ли волшебство в волшебной палочке? Рассказываем о магии все

Есть ли волшебство в волшебной палочке? Рассказываем о магии все


Лиана Хазиахметова

Абракадабра! Именно так жители Лондона середины XVII века попытались бы защититься от пандемии. Тогда, во время Великой чумы, люди писали это слово на дверях домов, ведь одно из его значений — пусть все болезни будут уничтожены. Абракадабра еще раз!

Тысячи лет люди занимались магией: начиная с магов-целителей в Древней Месопотамии и заканчивая современными викканами. В каждой цивилизации были свои верования, традиции и ритуалы.

Обо всем этом рассказывает наша новинка «История магии с древнейших времен до наших дней». И это не только захватывающая история, но и часть нашей культуры. Посмотрим→



История магии с древнейших времен до наших дней

Вместо религии, закона, науки

В древности магия была всем. С ее помощью лечили людей, используя травы, которые мы применяем и сейчас. Пытались постичь мир, объясняя природные процессы. Вера в потустороннюю силу служила ориентиром и помогала жить во времена, когда не было законов. Магия была частью жизни, как воздух — его нельзя увидеть, но он существует.

Изучая магию, мы узнаем, как жили люди много веков назад и что изменилось с тех пор.


Чтобы скрасить одиночество и получить новые знания, ведьмы заводили себе фамильяров — духов, способных принимать облик какого-нибудь животного.

Мы отправимся в Месопотамию, одну из первых цивилизаций. Посетим Древний Египет, Древнюю Грецию, славянские земли, а еще Японию и Южную Африку. Увидим суровых скандинавских предсказательниц, послушаем, как читают заклинания ведьмы, разберёмся, как делают амулеты жрецы вуду.

Эта книга — исторический экскурс, сборник магических ритуалов, энциклопедия занимательных фактов и трактат, разоблачающий мифы. Все сразу.

До наших дней

Многие верования дошли до наших дней. Например, древние славяне верили в сглаз — и многие верят до сих пор.


Это часть заклинания невидимости. Как думаете, сработает?

Считалось, что этой жуткой способностью некоторые люди обладали от рождения. Человек, способный сглазить, якобы мог причинить вред или даже убить кого-то, всего лишь взглянув на него. Часто обвиняли в сглазе тех, кто не мог за себя постоять: людей с ограниченными возможностями, незамужних или овдовевших женщин.


Ведьм изображают верхом на метле с XV века. Под воздействием паров от зелий они представляли, будто на самом деле летают. А некоторые мази наносили на кожу с помощью метёлок. Так и возник этот образ

Некоторые традиции дошли до нас в искаженном виде. Например, куклы вуду — это результат смешения африканских верований с основами католицизма. Вот только африканцы воспринимали их как талисманы. Их не пронзали иглами и не использовали для причинения вреда.

Охота на ведьм

В Средние века отношение к магии начало меняться: религия стала вытеснять магическое мышление. Теперь ведьм стали считать «истинным злом». В Европе и Северной Америке на них объявили охоту.

Магию назвали опасным мракобесием, а ведьм начали казнить. Самые «черные» колдуны по жестокости не могли бы сравниться с гонителями магии.


«Ведьм» судили, не давая времени подготовиться к защите. Подозреваемые обвиняли в колдовстве других, лишь бы самим избежать наказания.

Самый знаменитый пример — процесс над салемскими ведьмами. В конце XVII века у жителей американской деревушки Салем начались странные конвульсии. Вину возложили на ведьм. В то время достаточно было сказать, что видел во сне ту, которая наслала проклятие — и женщину арестовывали. Многие таким образом избавлялись от врагов. В тюрьму попали около 200 женщин, более 20 из них погибли.

Обязательно ли ведьма — женщина?

Из книги вы узнаете о магических артефактах, дошедших до нас в том или ином виде. Это и египетская Книга мертвых, и один из старейших медицинских трактатов папирус Эберса, и котёл Баттерси, в котором три тысячи лет назад ведьмы варили зелье.


Еще один магический артефакт — маски демонов хання. Их используют в традиционном японском театре но, который зародился ещё в XIV веке

А вот еще один документ — жуткая книга католического священника Генриха Крамера «Молот ведьм». В нем объясняется, что колдовскими способностями человека наделяет дьявол и в основном он выбирает женщин, якобы потому, что их гораздо легче склонить к пороку, чем мужчин. Еще один пример немагического мракобесия.

Что еще

Древние верили в магию, она была частью жизни. Сейчас это огромный пласт мировой истории и культуры. Яркие образы, которые хранятся в памяти человечества, по-прежнему вдохновляют на создание произведений и помогают понять, как жили наши предки.

В книге вы найдете мифические истории со всего света:

  • Есть ли магия в волшебной палочке
  • Как на самом деле выглядели ведьмы
  • Из чего варили зелья
  • О Григории Распутине — самом таинственном колдуне в истории России
  • Скандинавские вёльвы и другие предсказательницы
  • Сангома, вуду и южно-африканские ритуалы
  • Японская легенда о старухе Яма-Уба

… а еще о современной магии, артефактах и разоблачениях.

У каждого народа были свои традиции и ритуалы. Что-то ушло, что-то осталось как атрибут уважения к прошлому. Эта книга приоткроет дверь в мир магии, где колдовские ритуалы и спасали, и губили. История и культура с древнейших времен до наших дней.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Обложка поста: unsplash.com

«Существует ли волшебство или магия в нашем мире или нет?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

Тимур Алещенко

  ·

19,4 K

ОтветитьУточнить

Руслан Назаров

Юриспруденция

257

Философ и юрист. Помогаю разбираться с ЖКХ и отличать аналитическую философию от. ..  · 24 февр 2020  ·

zlayakniga

Магия – это не про нарушение законов физики. Это альтернативные законы, точнее предположение, что они существуют. Что физика, что магия держатся на структурном понимании реальности: есть А, есть B, одно влияет на другое.

Означает ли это, что физика права, а магия нет? Вероятно, не правы обе. Послушайте например

Две модели реальности: все vs Витгештейн

Однако надо учитывать, что физика бесконечно сложнее и интереснее. Так как быть человеком – значит искать сложного, преодолевать трудности, то физика куда более приятная штука. Кроме того, магия часто применяется для обмана людей, а физика – для прогресса.

10,9 K

Денис Юрков

23 мая 2021

То что это 2 вектора одного и того же, я полностью согласен. Но зачем всех Ведуюших под одну гребенку? Что, среди… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Даниэль

2

18 сент 2020

Точно да.

Доказательста таковы когдато давно у мамы была подруга у который была мама и вот ета мама могла лечить и она лечила мою бабушку отмболи у нее болела нога но когда приходила это лечебница а делала так чтобы у бабы не болела нога а делала она ето все бесплатно и сама давала ей деньги только иногда у бабушки брала чтото в огороде поетому однозначно да.

Комментировать ответ…Комментировать…

Владимир Терентьев

381

Практическая метафизика, экспериментальная парапсихология, исследование психических…  · 24 мар 2021

Это лишь названия, не достаточно точно передающие существо явления. То, что люди привыкли называть “волшебством” и “магией” не существует. А существует то, для чего эти названия не подходят. Но самое главное в этом то, что сделано все это специально для отвлечения внимания людских масс. В сознании людей выстроен искаженный образ того, что привыкли называть магией.

.. Читать далее

Павел Буре

24 марта 2021

Знающие не озвучивают свои возможности, но ведь как-то передают свои знания другим и демонстрируют возможности. И… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Николай Авдиенко

Инженер-проектировщик  · 31 дек 2020

Даже попытки мысленного колдовства, не говоря о каких-то более серьезных манипуляциях, уже приводят человека в заблуждение, т.к. вера в то, что что-то сделается само по себе или произойдет без усилий уже является наказанием за праздность. А фантазеры и крикуны не более чем заблудшие овцы нуждающиеся кто в розгах, если имеют злой умысел, либо в добром слове, если были… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Михаил Ярославцев

8

Биология, география, кулинария  · 2 янв

Это вопрос из серии: верю – неверю. Ведь сущестуют же молекулы, атомы, кварки и т.д., а мы их не видим, но верим же что они есть? Если веришь в магию и волшебство, то они существуют, если не веришь – всё равно существуют, только без вашего участия. Есть огромное количество данных подтверждающих сверхестественные явления, но многие люди всё равно это отталкивают, считая ш… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Анастасия Горн

46

Люблю жизнь, меня вдохновляют истории сильных и смелых людей [email protected]  · 28 февр

Если вы говорите о просмотре вариантов развития событий, просмотре результатов выбора, причин и последствий абсолютно конкретных и ясных, то да, это есть. Если вы имеете ввиду магическое вмешательство для изменения того, что есть и что будет, то да, это есть. Но прежде чем я в этом убедилась, я общалась со множеством гадалок, знахарок и экстрасенсов, психологов… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Юра Ситников

1,1 K

Сантехник, работаю, отдыхаю, снова работаю.   · 24 февр 2020

Для начала нужно понять – что такое магия? Если для вас магия – то что вы не можете обьяснить или понять, то несомненно, магия существует. Если магия то, что никто из ныне живущих не может понять и обьяснить, то магия для вас существует. Для 19 века компьютер настоящая магия, телевизор – магия, сотовый телефон – вообще с ума сойти. А для нас это норма, обыденность. Для… Читать далее

Комментарий был удалён за нарушение правил

Комментировать ответ…Комментировать…

Доктор Д

107

Скажем так – у меня появился досуг для размышлений и анализа. Есть время для этого и…  · 10 апр 2021

То, что имеет общеизвестную трактовку МАГИЯ вовсе не соответствует тому, что имеется в виду. Проще : подавляющее большинство понимают магию соответственно информации из художественных книг и фильмов, оттуда и клише . Люди, обладающие способностью воздействия на силы, регламентирующие существование сущего существуют на самом деле. Значит МАГИЯ существует. Другое… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Сергей Мракобесович

467

философский диван  · 23 февр 2020

Для начала стоит определиться что такое магия.

По своей сути магия это нарушение законов физики в том или ином виде.

Другими словами, магия возможна только тогда, когда мы сможем нарушить законы физики нашей вселенной.

Если это возможно, то магия существует, если нет, то магии не существует.

Temir D.

24 февраля 2020

Вообще-то магия это воздействие на окружающий мир мыслей, слов, жестов, символов. Законы физики при этом могут и не нарушатся.

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Dron Dragon

24 июн

А чём речь а человеке или о природе? Есть только не все сразу не получают её ножа достичь того что считалось, считается не возможным а именно достичь уважение матери природы нереально? Реально но вам не понять…

Комментировать ответ…Комментировать…

Ведьмы настоящие? | Время

Ведьмы всегда ходили среди нас, населяя общества и сюжеты по всему миру на протяжении тысячелетий. От Цирцеи до Гермионы, от Морган ле Фэй до Мари Лаво, ведьмы уже давно существуют в сказках, которые мы рассказываем о женщинах со странными способностями, способными причинить вред или исцелить. И хотя ведьмами считались люди всех полов, это слово теперь обычно ассоциируется с женщинами.

На протяжении большей части истории она была кем-то, кого нужно бояться, сверхъестественной Иной, которая угрожает нашей безопасности или манипулирует реальностью в своих корыстных целях. Она изгой, персона нон грата, страшилка, которую нужно победить и выбросить. Хотя ее часто считали деструктивной сущностью, на самом деле женщина-ведьма исторически была гораздо более восприимчива к нападению, чем сама виновница насилия. Как и другие «ужасающие» аутсайдеры, она занимает в культурном сознании парадоксальную роль как злобный агрессор и уязвимая добыча.

Однако за последние 150 лет или около того ведьма проделала еще один фокус, превратившись из испуганного персонажа в фигуру вдохновения. Теперь она может быть как героиней вашего любимого телешоу, так и его злодейкой. Она может появиться в образе вашего викканского коллеги или любимого музыканта, который излучает атмосферу волшебницы в видео или на сцене.

Также есть шанс, что она вы , и эта «ведьма» — это личность, которую вы взяли на себя по ряду причин — искренних или легкомысленных, публичных или личных.

Сегодня больше женщин, чем когда-либо, выбирают путь ведьмы, буквально или символически. Они плывут по подиумам и тротуарам в прозрачной черной одежде и украшают себя пентаграммами и кристаллами, достойными Pinterest. Они заполняют кинотеатры, чтобы посмотреть фильмы о ведьмах, и собираются в задних комнатах и ​​на задних дворах, чтобы проводить ритуалы, сверяться с картами Таро и ставить намерения, изменяющие жизнь. Они маршируют по улицам с плакатами HEX THE PATRIARCHY и каждый месяц произносят заклинания, пытаясь сдержать главнокомандующего. Год за годом статьи продолжают провозглашать: «Сезон ведьм!» в то время как журналисты пытаются осознать растущую «тенденцию ведьм».

И все это вызывает вопрос: Почему?

Какое значение имеют ведьмы? Почему они кажутся везде прямо сейчас? Что именно, это они? (И почему, черт возьми, они не исчезнут?)

Меня спрашивают о таких вещах снова и снова, и вы могли бы подумать, что после целой жизни изучения и написания статей о ведьмах, а также ведения подкаста на тему ведьм и сам занимаюсь колдовством, мои ответы будут краткими.

На самом деле, чем больше я работаю с ведьмой, тем сложнее она становится. У нее скользкий дух: попробуй ее придавить, и она только дальше отступит в глубокий темный лес.

Хотя я точно знаю: покажи мне своих ведьм, и я покажу тебе твои чувства к женщинам. Тот факт, что возрождение феминизма и популярность ведьм растут одновременно, не является совпадением: они являются отражением друг друга.

Тем не менее, в текущей Волне ведьм нет ничего нового. Я был подростком в 1990-х, десятилетии, которое принесло нам такую ​​поп-оккультуру, как Баффи — истребительница вампиров , Зачарованные и Ремесло , не говоря уже о бунтовщиках и феминистках третьей волны, которые научили меня этой женской силе. может быть разных цветов и сексуальности. Я узнал, что женщины могут возглавить революцию, если накрасят губы 9Ботинки 0009 и — а иногда и плащ .

Но мое собственное колдовское пробуждение пришло еще в более раннем возрасте.

Морганвилль, штат Нью-Джерси, где я вырос, был сплошным пригородным городком, но в то время он сохранил достаточно природных черт земли, чтобы местами чувствовать себя немного неряшливо. У нас на заднем дворе был небольшой участок леса, который примыкал к конной ферме, и их разделяла струйка проточной воды, которую мы могли пересечь по деревянной доске. В одном углу двора всякий раз, когда шел дождь, образовывалась гигантская лужа, окруженная бордюром из папоротников. Моя старшая сестра Эмили и я назвали это место нашим Волшебным местом. То, что он исчезнет, ​​а затем снова появится, только добавило ему таинственности. Это был портал в неизвестность.

В этих лесах я впервые вспоминаю, как занимался магией — входил в состояние глубокой игры, когда воображаемые действия становятся реальностью. Я проводил там часы, создавая ритуалы с камнями и палками, рисуя секретные символы в грязи, теряя счет времени. Это было место, которое казалось святым и диким, но все же странно безопасным.

С возрастом мы должны перестать забивать себе голову такой «ерундой». Единорогов можно обменять на кукол Барби (хотя обе мифические существа, конечно). Мы теряем наших зубных фей, уходим от наших волшебников. Драконов убивают на алтаре молодости.

Большинство детей перерастают свою «волшебную фазу». Я все дальше врастал в свое.

Моя бабушка Труди работала библиотекарем в библиотеке Уэст-Лонг-Бранч, а это означало, что мне приходилось проводить много вечеров, прячась между 001,9 и 135 десятичных разделов Дьюи, читая о снежном человеке, толковании снов и Нострадамусе. Я провел бессчетное количество часов в своей комнате, изучая ведьм и богинь, и мне нравилось все, что писали такие авторы, как Джордж Макдональд, Роальд Даль и Майкл Энде — писатели, свободно владеющие языком волшебства. Книги были моей метлой. Они позволили мне летать в другие миры, где все было возможно.

Хотя моими первыми проводниками были вымышленные ведьмы, вскоре я обнаружил, что магия — это то, на что способны настоящие люди. Я начал часто посещать магазины нового века и экспериментировать с массовыми книгами заклинаний в мягкой обложке из торгового центра. Я вырос евреем, но обнаружил, что меня привлекают системы верований, которые казались более индивидуальными и мистическими и полностью уважали женское начало. В конце концов я нашел свой путь к современному язычеству, самостоятельный духовный путь, который поддерживает меня по сей день. Я не уникален в этой траектории поворота от организованной религии к чему-то более личному: по состоянию на сентябрь 2017 года более четверти взрослых американцев — 27% — теперь говорят, что они считают себя духовными, но не религиозными, по данным в Исследовательский центр Пью.

Итак, я идентифицирую как ведьму, а с как архетип ведьмы в целом, и я использую этот термин плавно. В любой момент я могу использовать слово ведьма , чтобы обозначить свои духовные убеждения, свои сверхъестественные интересы или свою роль бескомпромиссно сложной, динамичной женщины в мире, который предпочитает, чтобы женщины были улыбающимися и неподвижными. Я использую его с одинаковой долей искренности и соли: с поклоном богатой и часто болезненной истории всемирного колдовства и подмигиванием другим членам нашего не столь секретного общества людей, которые с маргиналов борются за свободу быть наши самые странные и самые удивительные личности. Магия творится на полях.

Для ясности: вам не нужно практиковать колдовство или любую другую альтернативную форму духовности, чтобы пробудить свою внутреннюю ведьму. Вас может привлекать ее символизм, ее стиль или ее истории, но вы не собираетесь бежать покупать котел или отправляться петь песни в небо. Может быть, вы больше противная женщина , чем почитательница Богини. Это прекрасно: ведьма тоже принадлежит тебе.

Я по-прежнему более чем когда-либо убежден, что концепция ведьмы выдерживает , потому что она выходит за рамки буквальности и потому что у нее есть так много темных и сверкающих вещей, которым мы можем научить. Многие люди зацикливаются на «правде» о ведьмах, и многочисленные прекрасные книги по истории пытаются рассмотреть эту тему с точки зрения так называемой фактичности. Действительно ли люди верили в магию? Наверняка делали и делают до сих пор. Были ли тысячи жертв, убитых во время охоты на ведьм в XVI и XVII веках, сами ведьмами? Скорее всего нет. Ведьмы реальны? Да что вы читаете слова одного. Все это правда.

Но были ли на самом деле женщины и мужчины, которые практиковали колдовство, скажем, в Риме, Ланкашире или Салеме, меня не так интересует, как тот факт, что идея ведьм осталась такой пробуждающей воспоминания и влиятельной и так, ну, завораживает в первую очередь.

Другими словами, факт и вымысел о ведьме неразрывно связаны. Каждый информирует другого и всегда так делал. Я очарован тем, как один архетип может охватывать столько разных граней. Ведьма — известный оборотень, и она бывает во многих обличьях:

Ведьма в остроконечной шляпе безумно кудахчет, пока варит котел с костями.

Обольстительница с алыми губами подсыпает зелье в напиток своего ничего не подозревающего любовника.

Переодетый французский революционер, который слышит голоса ангелов и святых.

Великолепно причесанная домохозяйка из пригорода, дергающая носом, чтобы изменить обстоятельства по своему желанию, несмотря на протесты мужа.

Женщина танцует в Центральном парке Нью-Йорка со своим шабашем, чтобы отметить смену времен года или новую лунную фазу.

У ведьмы зеленое лицо и флот летающих обезьян. Она носит шарфы, кожу и кружева.

Она живет в Африке; на острове Ээя; в башне; в избушке на курьих ножках; в Пеории, штат Иллинойс.

Она таится в лесах сказок, в позолоченных рамах картин, в сюжетных линиях ситкомов и юношеских романов, в тактах призрачных блюзовых песен.

Она одинока.

Она идет тройками.

Она член шабаша.

Иногда она он.

Она потрясающая, она безобразна, она коварна, она вездесуща.

Она наша погибель. Она наше избавление.

Наши ведьмы говорят о нас столько же, сколько и обо всем остальном — и к лучшему, и к худшему.

Однако ведьма — это сияющий и призрачный символ женской силы и силы, разрушающей статус-кво. Независимо от того, какую форму она принимает, она остается электрическим источником магического возбуждения, к которому мы все можем подключиться, когда нам понадобится высоковольтный заряд.

Она также является сосудом, который содержит наши противоречивые чувства о женской силе: наш страх перед ней, наше стремление к ней и нашу надежду на то, что она может – и будет – становиться сильнее, несмотря на пламя, которое на нее бросают.

Независимо от того, изображена ли ведьма злодейкой или доблестной, она всегда является фигурой свободы — как ее утраты, так и обретения. Она, пожалуй, единственный женский архетип, который является независимым оператором. Девственницы, шлюхи, дочери, матери, жены — каждая из них определяется тем, с кем она спит или нет, заботой, которую она оказывает или которую ей оказывают, или каким-то симбиотическим долгом, который она должна в конце концов заплатить.

Ведьма ничего не должна. Именно это делает ее опасной. И это то, что делает ее божественной.

Ведьмы обладают силой на своих условиях. У них есть агентство. Они создают. Они хвалят. Они общаются с духовным царством свободно и без какого-либо посредника.

Они трансформируются и заставляют вещи происходить. Они являются агентами изменений, чья основная цель состоит в том, чтобы преобразовать мир таким, какой он есть, в мир, которым они хотели бы его видеть.

Вот почему называться ведьмой и называть себя ведьмой — это обычно два совершенно разных опыта. В первом случае это часто акт деградации, нападение на предполагаемую угрозу.

Второй — акт возрождения, выражение автономии и гордости. Важно помнить об обоих этих аспектах архетипа. Они могут показаться противоречиями, но из их взаимодействия можно многое почерпнуть.

Ведьма — высшая феминистская икона, потому что она является полноценным символом женского угнетения и освобождения. Она показывает нам, как использовать нашу собственную силу и магию, несмотря на многих, кто пытается лишить нас нашей силы.

Сейчас она нужна нам больше, чем когда-либо.

Copyright © 2019, Пэм Гроссман. Из готовящейся книги Пэм Гроссман « Пробуждение ведьмы: размышления о женщинах, магии и силе », которая будет опубликована издательством Gallery Books, издательством Simon & Schuster, Inc. Напечатано с разрешения.

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

Как происходит настоящее волшебство, когда мозг видит скрытые вещи

Удивительный Джонатан делает вид, что порезал себе руку большим ножом. «То, что ты сейчас увидишь, — говорит он, — всего лишь уловка».

Он только царапает поверхность, но ты уже видишь немного крови. «Это сценическая кровь. Он едет по поверхности моей руки, он не проникает в мою руку, это было бы правдой, это иллюзия». И вдруг он восклицает: « Этот настоящий!» и пронзает его руку большим лезвием. Вы можете видеть это прямо перед вашими глазами, это выглядит так же реально, как и все, что когда-либо было. На всякий случай он усердно калечит себе руку еще немного, а затем убирает нож, показывая, что рука цела. «Это уловка», — небрежно говорит он, как будто плотской и наглядной бойни, свидетелем которой вы только что были, никогда не было. Но теперь вам трудно поверить ему, потому что вы видели, как это произошло своими глазами.

По словам Теллера, главного фокусника Пенна и Теллера, магию лучше всего понимать как «форму театра, изображающую невозможные события так, как если бы они происходили на самом деле». Таким образом, отмечает он в интервью Smithsonian , «вы воспринимаете магию как реальную и нереальную одновременно». По этому счету, выступление Удивительного Джонатана — это волшебство в лучшем виде. Вы только что видели, что нож действительно порезал ему руку, но вы знаете, что это не может быть правдой, поэтому все это кажется совершенно 0009 нереальное одновременно.

Попытаться разгадать секрет трюка с ножом сквозь руку чрезвычайно сложно. Как будто все двери к тайнам за трюками закрыты. Может быть, кровь была фальшивой (так и было), но тем не менее вы видели, как лезвие пронзило руку, и вы также видели, что рука после этого не была отрублена. Какие есть варианты? Каким-либо образом манипулировали вашим вниманием? Может быть, так оно и было, но как это объясняет то, что вы только что видели? Может быть, фокусник заставил вас увидеть то, чего не было? Да, на самом деле он сделал, но как это возможно? А если так, то не подразумевает ли это, в конце концов, существование магических сил, вроде экстраординарной силы внушения?

Хорошо известно, что фокусники могут заставить зрителей усомниться в их собственном восприятии реальности, отвлекая их внимание. Показательным примером является трюк с исчезающей сигаретой, использованный в интригующем исследовании фокусника-психолога Густава Куна из Университета Дарема и его коллег. Здесь фокусник собирается зажечь сигарету, но замечает, что пытается зажечь не тот конец. Он переворачивает сигарету и снова пытается зажечь, но теперь зажигалка, кажется, исчезла. Он с удивлением смотрит на руку, в которой должна быть зажигалка, щелчком пальцев открывает ее и обнаруживает, что ее нет. Затем он оглядывается на другую руку, держащую сигарету, но теперь и сигарета тоже исчезла. Исследование того, как люди реагируют на этот трюк, показывает, что почти никто не может понять, как исчезла сигарета, когда они видят ее в первый раз, но если вы позволите людям посмотреть ее во второй раз, это станет очевидным для всех. Фокусник просто бросил сигарету себе на колени прямо у них на глазах.

Разумеется, жесты мага искусно организованы, чтобы отвлечь ваше внимание от другой руки и от падающей сигареты. Интересный момент, однако, заключается в том, что когда вы смотрите трюк в первый раз, у вас не возникает впечатления, будто вы слепы в том месте, куда падает сигарета. Наоборот, у вас создается впечатление, что вы видите все происходящее с предельной ясностью. Однако, когда вы смотрите трюк во второй раз, вы видите, как сигарета падает вниз, словно издеваясь над вашим рассудком, и удивляетесь, как же вы могли пропустить ее в первый раз.

Трюк с исчезающей сигаретой представляет собой прекрасный пример поразительного и весьма парадоксального явления, называемого «слепота по невнимательности», феномена, изученного в 1990-х годах американскими психологами Ариеном Маком и Ирвином Роком. Этот термин выбран правильно, потому что мы действительно имеем дело со слепотой по зрению. Основное явление заключается в том, что вы, как правило, не сможете увидеть то, на что смотрите, если вы обращаете внимание на что-то другое. Эта наша слепота по зрению регулярно используется фокусниками, и, как показывает трюк с исчезающей сигаретой, она позволяет фокусникам выполнять свои секретные движения прямо у нас на глазах.

Слепота по невнимательности — это лишь один из примеров более общей характеристики нашего зрительного опыта, известной ученым-когнитивистам как «великая иллюзия». Когда мы смотрим на окружающий нас мир, почти все в нашем поле зрения кажется ясным, ярким и богатым в деталях, но в экспериментах наша объективная способность обнаруживать изменения больше напоминает наблюдателя с мешком на голове, с маленькое отверстие, через которое можно что-либо увидеть. Это смотровое отверстие может перемещать сам наблюдатель или им можно управлять автоматически, когда в окружающей среде происходят интересные события. Но в каждый данный момент наблюдатель видит мир только через маленькую дырочку в мешке. Суть великой иллюзии в том, что у вас создается впечатление ясного обзора, а на самом деле вы ограничены тем, что можете видеть через маленькое отверстие в мешке над головой.

Великая иллюзия, а не само по себе неправильное направление внимания, является решающим фактором, позволяющим магу создавать магический опыт. Друг может отвлечь ваше внимание, заявив, что Боб Дилан только что вошел в комнату, и схватить вашу последнюю картошку фри, пока вы ищете Его Бобнесс. Но когда вы вернетесь к своей пустой тарелке, вы в лучшем случае почувствуете легкое веселье. Магия — это иллюзия невозможности, и нет ничего невозможного в том, чтобы не замечать то, на что вы не смотрите. Настоящее волшебство происходит, когда вы не замечаете того, что, по вашему мнению, вы бы заметили, если бы это действительно произошло. Таким образом, магию создает не слепота невнимательности сама по себе, а скорее ваша слепота по отношению к слепоте невнимательности. Магия требует смелости. Фокусник должен полагаться не только на свое мастерство, но и на слепоту зрителей к собственной слепоте.

Хорошо известно, что маги могут использовать неправильное направление внимания, чтобы сделать невидимым то, что происходит прямо на глазах у зрителей. Но неправильное направление внимания не может объяснить трюк с ножом в руке, потому что здесь вы непременно увидите то, что происходит на самом деле, например, сигарету, падающую фокуснику на колени. Скорее, вы видите то, чего на самом деле не происходит. Вы видите нож, пронзающий руку, но на самом деле этого не происходит. Так как же маг заставляет вас галлюцинировать лезвие, пронзающее руку? Ответ настолько прост, что почти смущает: лезвие имеет отверстие, благодаря которому оно удобно облегает руку.

Вы ожидали, что многие люди будут одурачены таким простым трюком? Вероятно, нет, но фокусники по опыту знают, что этот трюк работает как заклинание. Тогда возникает вопрос, почему такой глупый трюк может создать такой сильный и надежный опыт магии.

Поскольку сложно сомневаться в том, что вы видите своими глазами, зрительная система закрывает дверь к правильному решению

Вместе с моими коллегами, психологами Бильге Сайимом и Йоханом Вагемансом, я недавно спорил, что этот магический трюк и многие другие опираются в значительной степени на причудливый аспект нашего разума, аналогичный великой иллюзии в том, что он представляет собой драматическое и всепроникающее неправильное восприятие нашего собственного восприятия, но совершенно противоположное с точки зрения направления неправильного восприятия. Это не случай зрячей слепоты, а случай незрячего зрения. Когда вы смотрите на нож, «вонзающийся» в руку, у вас создается впечатление, что вы видите только часть ножа вне руки, но интригующее направление исследований, начатое бельгийским психологом Альбертом Мишоттом в 1940-х, и продолженный в 1980-х Гаэтано Канижой из Университета Триеста в Италии, предполагает, что на самом деле более разумно сказать, что вы также видите «часть лезвия, проникающую в руку», чем сказать, что вы просто думаю он должен быть там.

Аргумент опирается на множество экспериментальных данных, показывающих, что наши ментальные переживания закрытых частей объектов ведут себя почти так же, как реальные визуальные восприятия. Характерным свойством зрительных восприятий является то, что они сохраняются, даже когда мы знаем, что они иллюзорны. Как выразился специалист по психологии развития Алан Лесли из Университета Рутгерса в Нью-Джерси в книге «Необходимость иллюзии» (19).88), сущность зрительных иллюзий «заключается в том, что часть мира предстает перед нами таким образом, как мы знаем, что это не так или не может быть таковым, но который, несмотря на такое знание, является таким неоднократно и непоправимо».

В известном трюке под названием «умножение шариков» фокусник начинает с того, что держит шарик между большим и указательным пальцами. Затем легким движением запястья между указательным и средним пальцами волшебным образом появляется второй шарик.

Как показали эксперименты психолога Эмори Данека из Мюнхенского университета имени Людвига-Максимилиана и его коллеги по решению задач в магии, людям очень трудно разгадать секрет этого трюка, хотя он до смешного прост. Я дам вам подсказку: как и в случае с трюком с ножом сквозь руку, вы видите то, чего нет. Действительно ли есть два мяча? Нет, только один. Другой шар представляет собой пустую полусферическую оболочку. Вначале настоящий мяч спрятан внутри этой оболочки. Когда фокусник взмахивает запястьем, он просто выбрасывает его из укрытия, в результате чего создается иллюзия двух полных шаров, хотя на самом деле их всего полтора.

Центральным моментом в нашей аргументации является то, что зрители не просто думают , что оболочка представляет собой законченный шар, но на самом деле видят ее как законченный шар. А поскольку трудно сомневаться в том, что вы видите своими глазами, зрительная система, по сути, закрыла дверь для правильного решения.

Если вы не уверены, что ощущение обратной стороны половинного шарика для пинг-понга (или полного, если на то пошло) больше, чем просто воображение, попробуйте следующее: балансируйте половинку шарика для пинг-понга на кончике пальца и посмотри на это сверху. Хотя вы знаете, что это мячик для пинг-понга, разделенный пополам, и вы засовываете в него палец, чтобы доказать это, это все равно 9.0009 выглядит как полный шар. Что еще более странно, вы можете испытать иллюзию, что ваш палец кажется короче, чем обычно, как будто для того, чтобы освободить место для иллюзорного объема «мяча».

Мои коллеги и я зафиксировали эту иллюзию, попросив людей указать место, где, по их ощущениям, находился кончик их пальца. Но простой способ заметить иллюзию для себя — сбалансировать половинку шарика для пинг-понга на среднем пальце, вытягивая все пальцы к глазам и спрашивая себя, находится ли кончик среднего пальца ближе или дальше от ваших глаз. чем другие пальцы.

Средний палец длиннее других пальцев, поэтому он должен казаться ближе, но вы, вероятно, почувствуете, что он дальше — это означает, что ваш палец должен казаться короче, чем обычно.

Эта иллюзия иллюстрирует силу визуального воздействия на ваше ощущение реальности. Конечно, простая мысль о том, что половинка шарика для пинг-понга — это цельный шарик, не заставит вас почувствовать, что ваш палец короче, чем обычно. Ощущение, что ваш палец стал короче, является продуктом внутренней логики системы восприятия, а не логики сознательного рассуждения: перцептивное впечатление от обратной стороны «мяча» требует, чтобы ваш палец казался короче — независимо от того, насколько ваше сознательное мышление нравится это или нет.

Наша неспособность понять, что делает фокусник, является результатом того факта, что мы не в состоянии это представить

Тенденция зрительной системы заполнять невидимые части объектов, которые мы видим перед собой, может быть использована для создания широкого спектра завораживающие магические иллюзии: сгибание ложек, ножи, прорезающие плоть, и твердые кольца, волшебным образом соединяющиеся и расцепляющиеся. Принцип, лежащий в основе всех этих трюков, как и многих других, заключается в том, что зрительная система убеждает вас в том, что что-то есть, тогда как на самом деле это просто пробел или недостающая деталь.

Но наша зрительная система не просто заполняет пробелы. Это также может создать убедительное впечатление, что пространство, скрытое за объектом на переднем плане, пусто. В большинстве ситуаций это впечатление правильное, но в некоторых случаях оно иллюзорно и обманчиво. Для фокусников это перцептивно пустое пространство — идеальное укрытие для вещей, о которых они не хотят, чтобы вы знали. Нет ничего сложного в том, что сокрытие вещей за чем-то другим делает их невидимыми, но иллюзия перцептивно пустого пространства влечет за собой нечто большее, чем просто невидимость: она заставляет вас «видеть», что там ничего нет, хотя иногда оно есть, особенно когда вы наблюдать за работой фокусника.

Философ Джейсон Леддингтон из Бакнеллского университета в Пенсильвании говорит, что опыт магии является результатом отказа воображения. Наша неспособность понять, что делает маг, происходит из-за того, что мы не в состоянии это представить. Этот вид четко передает суть иллюзии пустого пространства: нам трудно даже представить, что за объектом на переднем плане что-то скрыто – будь то большой палец, рука фокусника или что-то еще.

Иллюзия пустого пространства — новое понятие в когнитивной науке, поэтому мы пока точно не знаем, как мозг ее создает. Однако мы можем предположить, что движущей силой является «общий принцип перцептивной обработки», при котором мозг избегает перцептивных интерпретаций, связанных с подозрительными совпадениями. Предварительные наблюдения показывают, что положительная иллюзия пустого пространства — в отличие от простой невидимости — возникает всякий раз, когда прячущийся и скрытый объект выровнены вдоль линии обзора таким образом, что в реальной жизни это маловероятно. Причина, по которой такие маловероятные случайности случаются на фокусных представлениях, конечно же, заключается в том, что фокусник намеренно их подстраивает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *