- Астрология и логика, или Шесть вопросов к астрологам
- В чем смысл астрологии?
- Возможно ли, чтобы каждый день для одной двенадцатой человечества выпадала одинаковая судьба?
- Почему для астрологии так важен момент рождения?
- Каким образом планеты могут влиять на судьбу человека?
- Почему для составления гороскопов учитывается только влияние планет?
- Откуда астрологи узнают, как на нас влияют вновь открытые объекты?
- Зависит ли сила астрологического воздействия от расстояния?
- АСТРОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
- астрология | Определение, история, символы, знаки и факты
- астрология | Определение, история, символы, знаки и факты
Астрология и логика, или Шесть вопросов к астрологам
Сергей Арктурович Язев,
кандидат физико-математических наук
«Химия и жизнь» №6, 2008
Начало. Окончание
В чем смысл астрологии?
Если говорить кратко, всё сводится к следующему. Известно, что Солнце, Луна и планеты Солнечной системы заметно перемещаются по небу на фоне некоторых созвездий, которые традиционно называют зодиакальными. Некоторые планеты при этом движутся на фоне звезд сложным образом, меняя «прямое» направление движения на «обратное» и описывая таким образом своеобразные петли. От дня ко дню смещения планет невелики, но за недели и месяцы перемещения некоторых из них становятся значительными и вполне заметными.
Идея астрологии заключается в том, что положение планет, Солнца и Луны относительно конкретных созвездий в момент рождения человека влияет на его судьбу. Поэтому, анализируя расположение светил в нужный момент, можно сказать о человеке многое, включая его характер, склонности, предрасположенность к тем или иным болезням и т. д. Более того, можно сказать о наиболее вероятных поворотах его судьбы на протяжении всей жизни. Считается, что каждая планета, находясь на фоне того или иного созвездия, влияет на судьбу вполне определенным образом. Суммарное воздействие всех рассматриваемых планет дает некий результат, который может вычислить «опытный» астролог. Что касается алгоритма анализа расположения светил, то он появился очень давно и принципиально не менялся на протяжении последних двух тысяч лет.
Существует более мягкий вариант концепции. Речь идет о том, что положение планет не влияет на судьбу человека, но указывает на нее, подобно тому, как перемещение стрелок часов не вызывает наступления вечера, но напоминает об этом. Такой версии, впрочем, придерживаются далеко не все астрологи. Большинство настаивает на прямом воздействии светил. Однако в обоих случаях имеется в виду, что Вселенная — это единая самосогласованная система и судьбы отдельных людей (а в наше время говорят о судьбах фирм, самолетов, городов, стран) каким-то непостижимым образом связаны с перемещениями небесных светил.
Процедура составления астрологических прогнозов сопряжена с довольно сложными математическими построениями. Прежде всего, надо, разумеется, знать положение на звездном небе всех светил, влияние которых предполагается учесть. Раньше это требовало довольно сложных расчетов, что объединяло астрономию и астрологию. В наше время существуют совершенные и доступные компьютерные программы, которые позволяют в считанные секунды определить положения светил на небе в нужный момент времени. Это, так сказать, астрономическая часть составления прогноза. Дальше начинается собственно астрология.
Давно замечено, что пять видимых простым глазом (без биноклей и телескопов) планет, а также Солнце и Луна перемещаются не как попало, а вдоль некоего круга, пересекающего на небе двенадцать созвездий. Строго говоря, на этом круге их тринадцать, но при первом рассмотрении это не очень существенно. Со времен древних греков созвездия называются зодиакальными. Названия созвездий преимущественно обозначают животных — например, Овен, Скорпион, Рыбы, Телец, Рак. Само слово «зодиак» по-гречески означает «круг животных», «звериный круг».
Астрологи разбили пояс зодиака на двенадцать равных частей и каждую часть протяженностью в 30 градусов назвали знаком зодиака. Их названия такие же, как у зодиакальных созвездий (Весы, Рыбы и т. п.).
Можно добавить, что не стоит слишком преувеличивать само понятие «созвездие». Под созвездием понимается участок неба в пределах определенных границ. Границы можно провести, как кому вздумается, и долгое время в разных странах так оно и было. Так, Птолемей выделял на небе 48 созвездий, а монголы в XIX веке — 237. Строго говоря, можно было разбить небо на сто созвездий, а можно было на два — всё зависело только от желания и удобства.
В 1922 году комиссия квалифицированных экспертов Международного астрономического союза предложила установить единую мировую систему созвездий. Небосвод был поделен на 88 участков (созвездий), а в справочники всего мира были занесены согласованные названия. Для списка созвездий, лежащих в плоскости земной орбиты (их оказалось, по новому раскладу, 13 штук), были сохранены исторически сложившиеся названия двенадцати зодиакальных созвездий плюс название тринадцатого созвездия — Змееносец. То, что все планеты, Солнце и Луна перемещаются только на фоне этих 13 созвездий из 88, связано лишь с тем, что Солнечная система оказалась плоской, и при наблюдениях с Земли все указанные светила видны на фоне удаленных звезд, находящихся именно в созвездиях, которые случайно оказались в этой плоскости.
Астрологи делят небо на 12 секторов — так называемые дома. Эти дома охватывают всё небо — как его видимое полушарие (над горизонтом), так и невидимое, которое закрыто для наблюдений Землей. Если мы проведем на небе воображаемый круг через точки востока и запада на горизонте, а также через точку у нас над головой — зенит, то на этом круге дома будут представлены как сектора с раствором опять-таки 30 градусов. Астрологи утверждают, что дома управляют разными сторонами жизни человека и даже частями его тела.
Из-за вращения Земли вокруг своей оси, а также из-за перемещения светил и постоянного смещения границ домов относительно знаков зодиака картина непрерывно меняется. Астрология как раз и предлагает рассматривать схему расположения знаков зодиака, домов и светил, если смотреть на небо в конкретный момент времени из конкретной точки на поверхности Земли. Такая схема получила название «гороскоп». Задача астролога — выполнить правильную интерпретацию гороскопа, составленного для конкретного момента и места рождения человека.
Итак, теперь мы в общих чертах представляем себе, что такое астрология. Попытаемся проанализировать ее с позиций одного из важнейших правил научного метода — принципа логичности. Всюду ли концепция астрологии последовательна и логична? Нет ли противоречий?
Оказывается, есть. Можно даже сказать так: вся идея астрологии представляет собой сплошной комок противоречий, о которых сами астрологи стараются не думать. Давайте рассмотрим несколько противоречий, для чего зададим шесть вопросов воображаемым астрологам.
Возможно ли, чтобы каждый день для одной двенадцатой человечества выпадала одинаковая судьба?
Этот вопрос, как и некоторые другие, приведенные ниже, задал член Тихоокеанского астрономического общества США Эндрю Фрэкной.
Поясним вопрос. В публикуемых астрологических прогнозах (ежедневная астрологическая колонка печатается в более чем 1200 американских газетах) информация зависит только от вашего знака зодиака. Если вы Овен, вы читаете про себя то, что относится к прогнозу для Овнов. К каждому знаку может отнести себя примерно одна двенадцатая часть населения Земли, или пятьсот миллионов человек. Хотелось бы спросить у астрологов: неужели они считают, что каждый день для полумиллиарда человек должен быть одинаковый прогноз? Понятно, что среди пятисот миллионов Овнов на Земле в один и тот же день кто-то родится, кто-то умрет, кто-то женится, кто-то заболеет, кто-то вкусно пообедает в Новой Зеландии, а кто-то будет голодать в Эфиопии. Астропрогноз же для них будет один и тот же. А в то же время едва ли у всех пассажиров «Титаника» был на день катастрофы одинаковый астропрогноз?
Конечно, астрологи защищаются. Они говорят, что газетные гороскопы приблизительны, а для точного прогноза нужны более детальные гороскопы, зависящие от точного (до минут и секунд!) времени рождения каждого человека. Об этом мы поговорим чуть ниже. А пока сделаем вывод: по крайней мере, газетные астрологические прогнозы суть полная ерунда, поскольку они предназначены одновременно для сотен миллионов самых разных людей, живущих, а также рождающихся и умирающих под одним и тем же знаком по всему миру.
Почему для астрологии так важен момент рождения?
Многим астрология именно потому и кажется точной наукой, что она использует для своих прогнозов точное время рождения человека — чуть ли не до секунды. Нередко, когда гороскоп не хочет сбываться, астрологи утверждают, что неточность прогноза обусловлена тем, что неизвестен точный момент рождения человека, — как будто несколько секунд или часов кардинально изменят его характер или судьбу.
Много столетий тому назад, когда астрология, собственно, и появилась, считалось, что именно момент рождения и есть момент начала новой жизни. Сегодня мы знаем, что на самом деле новая жизнь начинается значительно раньше — в момент оплодотворения. Что же касается рождения, то это процесс довольно случайный. В зависимости от внешних факторов роды могут начаться раньше или позже, причем разброс по времени может достигать нескольких недель! Мы понимаем, а биологи и врачи это подтверждают, что к моменту рождения младенец уже вполне сформировался в утробе матери. И если он появится на свет на несколько часов (или суток, а тем более минут или секунд) раньше или позже, то вряд ли его личные качества изменятся из-за мифического влияния какой-то планеты.
Каждый из нас не раз имел возможность убедиться, как удивительно проявляются в детях гены родителей. Мы видим, что свойства характера, внешность, темперамент, предрасположенность к тому или иному виду деятельности и многое другое определяются двумя факторами — наследственностью и средой. Кто из нас не замечал, что ребенок «весь в папу» (бабушку, тетку и т. д.). Это кажется нам естественным и хорошо объясняется биологией. Однако в высшей степени странным кажется убеждение астрологов, что характер человека и его судьба будут совершенно иными, если он родится на сутки раньше или позже.
С точки зрения логики имело бы смысл, наверное, рассматривать для составления гороскопов момент зачатия, а не рождения.
Итак, можно сделать вывод, что традиционное составление астрологического прогноза, основанного на моменте рождения, мягко говоря, нелогично.
Каким образом планеты могут влиять на судьбу человека?
Дело в том, что планеты чудовищно удалены от Земли. Самая близкая к нам планета Венера, находясь в беспрерывном движении вокруг Солнца, никогда не приближается менее чем на 40 миллионов километров. Марс, который в девять раз меньше Земли по массе, лишь изредка подходит к нам на кратчайшее расстояние в 53 миллиона километров — как, например, в августе 2003 года. Остальные планеты Солнечной системы находятся на еще более значительных расстояниях. Непонятная астрологическая сила должна действовать, во-первых, на огромных расстояниях, во-вторых, избирательно: на двух людей планета действует почему-то по-разному, хотя они живут в одинаковых условиях в соседних квартирах. Интересно, откуда планета Сатурн с расстояния больше миллиарда километров «знает», как надо повлиять на каждого из шести миллиардов человек на Земле, если с такого расстояния саму Землю можно рассмотреть только в телескоп.
Но допустим, что так называемая астрологическая сила все-таки существует. Может быть, это какая-то из уже известных физических сил? Сегодня физикам известны четыре типа сил. Первая из них — сила тяготения, или гравитационная, она описывается законом всемирного тяготения. Каждое физическое тело обладает свойством, которое физики называют гравитационной массой, или просто массой. Чем больше масса, тем больше притяжение. В то же время чем дальше массы друг от друга, тем притяжение слабее.
Любой школьник может рассчитать, с какой силой притягивается человек, например, к планете Юпитер. Из-за громадного расстояния до этой планеты сила притяжения к ней мизерна! По сути, нет таких приборов, которые могли бы эту силу зарегистрировать. Можно сказать, что автомобиль на соседней улице притягивает вас к себе куда сильнее, чем Юпитер. Масса у автомобиля, конечно, гораздо меньше, чем у царя планет, но зато автомобиль ближе. Уже упоминавшийся Эндрю Фрэкной привел такой наглядный пример. Акушер, принимающий ребенка, оказывает на него гравитационное воздействие в шесть раз более сильное, чем Марс. В общем, по всем параметрам сила тяготения никак не годится на роль астрологической силы, влияющей на наши судьбы.
Вторая из известных сил — это сила электромагнитного взаимодействия. Описывается она законом Кулона, также хорошо известным каждому школьнику. Электромагнитная сила, как и гравитационная, быстро убывает с расстоянием (если расстояние вырастет в два раза, сила уменьшится в четыре). Эта сила гораздо мощнее гравитационной, однако возникает она только между электрически заряженными телами. А электрически заряженные тела в нашей Вселенной — большая редкость. Хотя отдельные частицы, содержащиеся в звездах и атмосферах планет, могут нести электрический заряд, но по численности положительные и отрицательные заряды уравновешивают друг друга. Это значит, что все планеты, включая нашу Землю, Марс, Венеру и так далее, в целом электрически нейтральны. А стало быть, никакие электромагнитные силы, которые могли бы влиять на человека со стороны того же Марса, просто не возникают.
Конечно, «продвинутый» астролог может сказать, что, поскольку мы видим на небе Марс, это значит, что лучи света (электромагнитные волны) от Марса попадают на сетчатку глаза. На это можно возразить: Марс сам не светится — он просто отражает мизерную часть падающих на него лучей Солнца. То есть мы видим тот же самый свет, что и солнечный, только гораздо более слабый. Свет далекой автомобильной фары в тысячи раз сильнее света Марса. Было бы очень странно, если бы этот отраженный солнечный свет мог бы почему-то влиять на судьбы людей. Ведь тогда любой предмет на Земле, который мы видим, тоже должен учитываться в гороскопах: если мы видим предмет, значит, на сетчатку глаза попадают лучи света, отраженные предметом, — в точности такие же, как от Марса, только более интенсивные.
Остаются еще две силы. Это так называемые силы ядерного взаимодействия, сильного и слабого. Но вся штука в том, что эти силы работают только на фантастически малых расстояниях, сравнимых с размерами ядра атома. Что уж тут говорить о дистанциях между планетами.
Итак, ни одна из известных на сегодня физических сил не может претендовать на статус астрологической силы. Но если известные силы не могут отвечать за астрологическое влияние, может быть, есть некие неизвестные силы? Астрологи, как правило, на это и ссылаются. Они говорят, что физики зря воображают, будто им известно всё на свете, и что астрология как раз и занимается теми воздействиями и влияниями, которые науке пока не по зубам.
Конечно, на это можно возразить, что вначале надо доказать, есть ли вообще эти самые воздействия и влияния. Ведь если их нет, то нет никакого смысла искать соответствующую силу. Предположим пока, что влияние есть. Это значит, что существует некая таинственная астрологическая сила, которую нельзя свести к известным физическим взаимодействиям. Однако анализ показывает, что предположение о существовании такой силы неизбежно ведет к неразрешимым логическим противоречиям. Это можно показать, задав еще несколько трудных для астрологии вопросов.
Почему для составления гороскопов учитывается только влияние планет?
Ответ на этот вопрос понятен каждому астроному. В те времена, когда создавалась астрология, еще не было телескопов. Поэтому планеты, которые двигались на фоне удаленных и казавшихся неподвижными звезд, выглядели странно и загадочно. Их непонятные движения — то прямые, то попятные — наводили на мысль, что они что-то означают, что в этом есть какой-то смысл. Поэтому делали попытки интерпретировать именно движение планет. Ведь никто и предположить не мог в те годы, что помимо планет, с точки зрения астрономии — маленьких и неэнергоемких небесных тел, во Вселенной существуют многообразные космические объекты, размеры и энерговыделение которых порой в триллионы раз превосходят планетные показатели.
Последние десятилетия привели к открытию множества удивительных объектов в космосе. Вспомним, например, о сверхмассивных черных дырах — монстрах, располагающихся в центрах гигантских звездных скоплений. Только в нашей собственной Галактике, куда, помимо Солнца, входит еще примерно 150 миллиардов (а по некоторым оценкам, триллион) звезд, имеется черная дыра массой более двух с половиной миллионов масс Солнца! Такие чудовища обнаружены в центрах уже многих галактик.
Сегодня известны удивительные нейтронные звезды с громадной плотностью. В чайной ложке вещества нейтронной звезды может поместиться масса в сотни миллионов тонн. При этом магнитные поля на поверхности таких звезд могут достигать величин, в квадриллионы раз превышающих значение магнитного поля Земли. Обнаружены так называемые квазары — компактные активные ядра галактик, излучающие как сотни миллиардов звезд одновременно, выбрасывающие с гигантскими скоростями струи вещества, которые простираются на миллионы световых лет. Известны явления так называемых сверхновых — колоссальные взрывы звезд, во время которых вещество звезды разлетается в пространстве со скоростью в тысячи километров в секунду, а яркость во время взрыва возрастает в миллионы раз.
По сравнению с этими, громадными по массе и энерговыделению, объектами и явлениями планеты выглядят жалкими и малоинтересными кусочками вещества. Тем не менее астрологи строят свои прогнозы только на основе определения положения планет, совершенно не учитывая возможного влияния квазаров, черных дыр, массивных звезд и т. п. Могут ли быть правильными гороскопы без учета тех объектов, которые по всем параметрам превосходят планеты? Если нет, то все гороскопы, составленные за тысячи лет, можно спокойно выбросить: экзотические объекты Вселенной там не учтены, поскольку астрологи вообще ничего о них не знали.
Если даже предположить, что влияние оказывают почему-то только планеты (а не звезды, квазары и т. п.), что уже выглядит совершенно нелогичным, то гороскопы всё равно следует признать неточными.
Во-первых, внешние планеты Солнечной системы открыты сравнительно недавно: Уран — в 1781 году, Нептун — в 1846-м, Плутон — в 1930-м. Астрологи до этого ничего не знали об этих планетах и не учитывали их в гороскопах, следовательно, их прогнозы в прошлом были заведомо неправильными. Но сейчас мы знаем, что Плутон, например, — это самая большая ледяная глыба из так называемого пояса Койпера, находящегося за орбитой Нептуна. Таких глыб (правда, чуть поменьше) за Нептуном открыто уже сотни. Астрономы признали, что Плутон только с большой натяжкой можно назвать планетой. У него, судя по всему, нет ядра, мантии и коры. Но если мы учитываем Плутон в гороскопах, то нужно учитывать и громадное количество таких же по строению тел, плавающих на периферии Солнечной системы в поясе Койпера.
Если же мы учитываем Марс, Меркурий и Луну, то нужно учесть и десятки тысяч малых планет — астероидов, которые вращаются вокруг Солнца точно так же, как и крупные планеты. Дело в том, что многие астероиды устроены так же, как планеты, и отличаются только меньшими размерами (например, Церера и Паллада). Надо заметить, что некоторые нынешние астрологические школы, пытаясь осовременить свою концепцию, начинают учитывать при составлении гороскопов астероиды. Немедленно возникает вопрос: а почему только некоторые, а не все? Уж если астероиды влияют на судьбу, то без полного учета хороший гороскоп не составишь.
Однако, продолжая рассуждать логически, мы придем к следующему положению. Предположим, что астероиды оказывают-таки на нас астрологическое воздействие. Но что такое астероид? Это глыба из камня и железа. Грубо говоря, то же самое можно сказать и про планеты земной группы — Меркурий, Марс, Венеру, Землю, а также Луну. Если мы считаем, что глыба из камня и железа почему-то должна влиять на судьбу человека, почему мы не учитываем влияние точной такой же глыбы у нас за окном? Я имею в виду обычные горы, холмы, месторождения железной руды и т. п.
Древние астрологи, глядя на движения планет, представления не имели о том, как планеты устроены. Им казалось, что это нечто особенное, небесное, не имеющее ничего общего с нашей земной реальностью. Планеты виделись им как загадочные сверкающие огни на фоне черного неба, непостижимым образом перемещающиеся среди звезд. Теперь, когда земные аппараты исследовали грунт Венеры и Марса, а с Луны доставлены несколько сотен килограммов породы, мы прекрасно понимаем, что никаких принципиальных отличий у Земли и этих планет просто нет. Поэтому приписывание гигантским камням, летающим вокруг Солнца, каких-то особенных свойств, позволяющих им влиять на нашу жизнь, выглядит нелогичным. Я, во всяком случае, не взялся бы объяснять кому-либо, почему его личные успехи в любви и бизнесе на этой неделе должны зависеть от глыбы из гранита и базальта, припорошенной песком с большим содержанием железа, с ледяными наслоениями на полюсах и вечной мерзлотой под слоем грунта. Глыбы, которая называется Марс и летает вокруг Солнца в 230 миллионах километров от него.
Напоследок еще одно. С 1995 года началась триумфальная серия открытий планет возле других звезд, так называемых экзопланет. Каждый год добавляет к этому списку десятки новых и новых объектов — планет, похожих на Юпитер. Чтобы быть последовательными, астрологи, по-видимому, должны учитывать и эти объекты.
Откуда астрологи узнают, как на нас влияют вновь открытые объекты?
Здесь астрономы просто посмеиваются над астрологами. Когда речь идет о влиянии, скажем, Юпитера, Марса или Венеры, астрологи ссылаются на многовековой опыт наблюдения этих планет. Эти яркие объекты на небе никто никогда не открывал, поскольку они всегда были видны и заметить их могли даже наши далекие предки. Но как быть, например, с тем же Плутоном? Он был открыт Клайдом Томбо в 1930 году — по сути, совсем недавно. Откуда астрологи узнали, как Плутон влияет на людей? Ссылки на опыт предков тут уже не проходят: предки вообще понятия не имели о существовании Плутона.
Если современные астрологи начнут учитывать воздействие астероидов и других ранее неизвестных объектов, то как они узнают, на что и как влияют эти объекты? Ни один астролог вам этого не расскажет, поскольку эти влияния не измеряются и не определяются в опыте, а просто домысливаются.
Я был в полном восторге от некой статьи в отечественном астрологическом журнале. Там говорилось, что астероид «Ленинград» имел некую мистическую связь с судьбой великого города. Когда же городу было возвращено имя Санкт-Петербург, эта связь была утрачена! Хотелось бы знать, как всё это происходило и откуда астролог обо всем этом узнал. Ученые, привыкшие пользоваться научным методом, пересказывали друг другу эту статью как анекдот, в очередной раз подтверждающий нелепость астрологии.
Зависит ли сила астрологического воздействия от расстояния?
Это чрезвычайно важный вопрос. Дело в том, что целый ряд вопросов к астрологии может быть объяснен зависимостью величины астрологической силы от расстояния. В самом деле, почему астрологи не учитывают влияние квазаров и мало интересуются звездами? Ответ простой: потому что эти объекты невероятно удалены и поэтому их влияние гораздо меньше небольших, но близких к нам планет.
Но как только астрологи дадут такой ответ, они немедленно попадут в логическую ловушку, выбраться из которой невозможно. Если гипотетическая астрологическая сила зависит от расстояния, то почему это никак не учитывается в гороскопах? Марс, например, может оказаться с той же стороны от Солнца, что и Земля, а может разместиться и с противоположной стороны. При этом его расстояние от Земли изменится примерно в пять раз. То же самое характерно для любой другой планеты. При этом может случиться так, что Марс в обоих случаях окажется на фоне одного и того же созвездия (знака). Поэтому астролог даст одинаковую трактовку влиянию Марса, не учитывая изменения расстояния до него.
Почему так происходит, предельно ясно. Когда создавалась астрология, считалось, что Земля находится в центре мира и все планеты движутся вокруг нее по хрустальным сферам. Значит, расстояние от Земли до любой планеты всегда было одинаковым и его можно было вообще не принимать во внимание. Что, собственно, до сих пор и делается в астрологии, которая молчаливо использует все построения многовековой давности, опровергнутые ходом развития науки.
Итак, астрология сталкивается с неразрешимым парадоксом. Если таинственная астрологическая сила зависит от расстояния, то астрологи делают ошибку, не учитывая в прогнозах постоянные и значительные изменения расстояний между Землей и каждой из планет Солнечной системы. Если таинственная астрологическая сила не зависит от расстояния, то астрологи делают ошибку, не учитывая в прогнозах влияние квазаров, пульсаров, черных дыр и других удаленных космических объектов.
Попутно заметим, что в природе пока не обнаружены силы, которые не зависели бы от расстояния. С точки зрения логики такие силы вряд ли существуют, поскольку тогда мы должны были бы ощущать суммарное воздействие громадного количества удаленных космических объектов. Ничего подобного, однако, не наблюдается.
Принцип логичности астрологией явно не соблюдается. Самое любопытное, что астрология и не пытается как-то разрешить те несообразности, о которых шла речь. Читатель может в этом убедиться, заглянув в любую книгу по астрологии. Там об этих вещах даже не упоминается. А это значит, что нарушается и принцип честности: если ты знаешь о слабых местах теории, ты должен сам о них сказать. Уже с этой точки зрения астрология не тянет на то, чтобы называться наукой.
Недоверчивый читатель может сказать: мало ли что говорят консервативные ученые! Всем рассуждениям о принципе логичности грош цена, если окажется, что на самом деле астрологические предсказания верны, поскольку практика — критерий истины. О том, какова же практика, какие астрологические закономерности всё же существуют и как они могут быть объяснены, — обо всем этом мы поговорим в следующем выпуске журнала.
Книгу С. А. Язева «Мифы минувшего века» можно купить в интернет-магазине
по адресу http://www.sibran.ru в разделе научно-популярные книги.
(Окончание в следующем номере)
АСТРОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
Астролог (в центре) с астролябией. По сторонам находятся секретарь и математик. 13 в. Библиотека Арсенала (Париж).
АСТРОЛО́ГИЯ (от греч. ἄστρον – звезда и …логия), учение о предсказании будущего, основанное на изучении движений и видимости небесных светил; в более широком смысле – концепция мироздания, предполагающая существование связи между перемещением и видимостью светил на небосводе и событиями земной жизни. Развитые системы А. существовали в Древней Месопотамии, Греции, в странах распространения эллинистич. культуры (в т. ч. в Египте), в Индии и Китае. В средние века А. была особенно популярна в странах ислама и Зап. Европы. Астрологич. учения были тесно связаны с магией и алхимией. А. входила в число наук вплоть до эпохи Возрождения, однако достижения науки Нового времени вывели А. за пределы собственно науч. деятельности.
Астрология древней Месопотамии
Планеты в виде человеческих фигурок, движущиеся по своим орбитам по зодиаку. 15 в. Национальная библиотека (Париж).
А. как особый вид предсказаний появилась впервые в кон. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э. Её наиболее ранняя форма – А. предзнаменований – сложилась во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э., когда на аккадском яз. был создан клинописный астрологич. свод «Энума Ану Энлиль» («Когда боги Ану и Энлиль»), включавший ок. 7 тыс. предзнаменований. Они имели стандартную форму: «Если (на небе) произошло (событие) А: (на земле) произойдёт (событие) В». Основой для предсказания служили астрономич. и метеорологич. явления, в т. ч. лунные и солнечные затмения, гелиакич. восходы и заходы планет и звёзд, положения планет относительно созвездий и друг друга и т. д. Каждое такое событие рассматривалось как особый знак, предвещающий определённые события на Земле. Предсказания касались только царя, членов его семьи и страны в целом. А. предзнаменований была широко распространена на всём Ближнем Востоке; особой популярностью она пользовалась в Ассирии в 8–7 вв. до н. э.
В сер. 1-го тыс. до н. э. в Месопотамии возникает гороскопная А. В её основу была положена идея о том, что жизнь человека определяется расположением светил в момент его рождения или зачатия. В месопотамских гороскопах (самый ранний датируется 410 до н. э.) определялись положения 7 светил (Солнца, Луны и 5 видимых невооружённым глазом планет – Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры и Сатурна) относительно знаков зодиака (см. Астрономические знаки) в момент рождения ребёнка и на этом основании делались предсказания, причём не только для высокопоставленных, но и для простых людей, что существенно расширило социальную базу А. Развитие гороскопной А. стало возможным лишь с появлением математич. теории, позволявшей вычислять положения светил на небе для любого момента времени. Особое значение имела концепция зодиака – выделенной полосы созвездий, в пределах которой совершались движения Солнца, Луны и планет и которая разделялась на 12 равных частей (т. н. знаки зодиака).
Месопотамская А. оказала глубокое влияние на развитие А. в соседних регионах – в Сирии, Малой Азии, Греции, Египте, Персии, Индии, Китае.
Эллинистическая астрология
С 3 в. до н. э. в эллинистич. мире под влиянием месопотамской А. распространяется гороскопная А. (астрологич. школа на о. Кос, основанная вавилонским жрецом Бероссом и др.). Ряд фундам. идей, лежащих в основе эллинистич. А., имеют, несомненно, месопотамское происхождение, в т. ч. концепция зодиака, разделение планет на благотворные и злотворные, тригональный аспект, планетные возвышения и т. д. Однако греч. астрологи, опиравшиеся на месопотамскую традицию, создали, по существу, новую науку, у истоков которой они ставили три легендарные фигуры: Гермеса Трисмегиста (см. Герметизм), Нехепсо и Петосириса (трактаты, связываемые с именами двух последних, датируются 2–1 вв. до н. э.). Эллинистич. А. включала в себя элементы месопотамской А., египетской звёздной астрономии, греч. философии и математич. астрономии и подразделялась на неск. направлений. Мировая А. занималась прогнозами, касающимися стран, городов и правителей, индивидуальная А. – прогнозами судеб отд. людей. Последняя включала: генитурную А. (генетлиалогию, натальную А.), в которой судьба человека, черты его характера, важнейшие обстоятельства его жизни определялись с помощью гороскопа (или карты неба), рассчитанного для данной широты и даты; элективную А., или катархен-А., в которой определялись моменты времени, благоприятные для начала к.-л. дела; вопросную, или часовую (хорарную), А., в которой вычислялось распределение астральных сил в момент начала к.-л. дела. Отд. направление составляла медицинская А. Из огромного числа греческих и латинских произведений, посвящённых А., необходимо выделить труд К. Птолемея «О влияниях» («Апотелесматика»; более известен как «Четверокнижие» – «Тетрабиблос», «Квадрипартитум»), посвящённый мировой и индивидуальной А., принадлежащие ему «Подручные таблицы», имевшие астрологическое назначение, а также «Антологию» Веттия Валента (2 в. ) и обширный латинский компендиум «Матесис» («Познание») Фирмика Матерна (4 в.).
Эллинистич. А. базировалась на геоцентрической системе мира, утверждавшей, что мир имеет сферич. форму и подразделяется на две части – подлунную и надлунную, Земля (а значит, и человек) находится в его центре, движение светил управляется вращением эфирных сфер. Значит. влияние на эллинистич. А. оказал стоицизм с его концепцией космич. симпатии и параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса. А. включала в себя элементы многочисл. астральных культов (представления о стражах знаков, божествах планет и т. д.).
В образованных кругах античного общества А. нередко подвергалась резкой критике; противниками А. были Цицерон, Секст Эмпирик (трактат «Против астрологов»), философы Новой Академии. Некоторые рим. императоры покровительствовали А., другие, напротив, считали её опасной. Отношение христианства к А. в целом было отрицательным. Мн. отцы Церкви (Тертуллиан, Ипполит, Евсевий Кесарийский, Григорий Нисский, Августин и др.) отвергали А. за содержащиеся в ней элементы язычества и проповедь фатализма. По словам Татиана: «Мы (т. е. христиане) выше судьбы и вместо блуждающих демонов (т. е. планет) знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и её законоположителей» («Речь против эллинов», 9).
С 4 в. в странах ближневосточного региона наблюдается кризис А., вызванный распространением христианства.
Астрология в странах ислама
Астролябия. Каир. 1216. Британский музей (Лондон).
В Араб. халифате в процессе усвоения культурного наследия покорённых народов в 8–9 вв. особое значение приобретают А. и астрономия, философия и медицина. При халифах аль-Мансуре, Харуне ар-Рашиде и аль-Маамуне с сирийского, греч. , перс. языков и санскрита переводятся на араб. язык астрологич. и астрономич. произведения, в т. ч. «Четверокнижие» и «Подручные таблицы» Птолемея. Осн. место в астрологич. и астрономич. литературе занимали сборники таблиц – зиджи (с 8 по 15 вв. было создано более 100 зиджей). Мн. астрономы были одновременно астрологами, развивая почти все традиц. разделы эллинистич. А., в особенности же катархен-А. и часовую А., а также историч. А., рассматривавшую смену царств и династий. Наибольшую известность в странах ислама и позднее в Европе получили труды Машаллаха (ум. ок. 815, в Зап. Европе известен под именем Messahalla), аль-Кинди, Абу Машара (787–886, Albumasar), Ибн аль-Хасиба (9 в., Albubather), аль-Кабиси (ум. ок. 955/956, Alcabitius, Alchabitius), Ибн Аби-р-Риджаля (1016–64, Abenragel) и др. Учёный-энциклопедист аль-Бируни был автором обширного астрологич. соч. «Книга вразумления начаткам науки о звёздах». Ни одно сколько-нибудь важное решение при дворах большинства правителей не предпринималось без совета с астрологами. Так, при аль-Мансуре время для начала строительства Багдада (30 июля 762) было выбрано спец. группой астрологов на основе данных гороскопа. Влияние небесных светил на человека связывалось в исламе с предопределением Аллаха, астрологич. представления вошли в ряд суфийских учений. Упадок А. в образованных слоях общества начинается в 13 в., после монг. завоеваний, однако в среде простого народа А. остаётся неизменно популярной. Своеобразная энциклопедия А. содержится в «Тысяче и одной ночи» (436–462 ночи).
Астрология в еврейской среде
получает распространение в эпоху позднего эллинизма и в Средние века. В 4–6 вв. изображение зодиака встречается в некоторых синагогах (напр. , мозаика на полу синагоги Бет-Альфа в Иудее). Мн. авторитетные астрологи на мусульм. Востоке имели евр. происхождение, напр. Машаллах. В Каирской генизе найдены астрологич. тексты, в т. ч. гороскопы. В евр. А. 12 знаков зодиака соотносились с 12 сыновьями Иакова и, соответственно, с 12 коленами Израиля. После возникновения каббалы в 12–13 вв. в среде евреев Испании и Прованса стала развиваться каббалистич. А., в которой 10 сефирот соотносились с десятью небесными сферами, а знаки зодиака и планеты – с буквами евр. алфавита.
Астрология в Западной Европе
Влияние знаков зодиака на области человеческого тела. 14 в. Британская библиотека (Лондон).
Астрология в Западной Европе в эпоху раннего Средневековья была практически неизвестна. Ситуация меняется в 12–13 вв., когда на лат. язык были переведены астрологич. произведения многих греч. и араб. авторов, в т. ч. Птолемея, Машаллаха, Абу Машара, аль-Кабиси и др. Популярность А. постепенно возрастает, достигнув максимума в 15–16 вв., когда А. преподаётся во мн. университетах, астрологи играют важную роль при дворах европ. правителей. Многие европ. учёные и даже служители Церкви в той или иной мере принимали А., напр. Р. Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский, папы Сильвестр II, Николай V, Пий II, Сикст IV, Александр VI. Согласно Фоме Аквинскому, Бог управляет земными телами через звёзды, которые занимают промежуточное положение между высшим (духовным) и низшим (материальным) мирами. Он считал, что А. может верно предсказывать события, касающиеся большого числа людей, и нередко ошибается в индивидуальных предсказаниях в силу того, что у человека имеется свободная воля и душа как «умная субстанция» не может быть принуждаема «телесными субстанциями» (к каковым он относил звёзды). Среди астрономов также имелось немало сторонников А., в т. ч. Региомонтан (Иоганн Мюллер), Т. Браге; И. Кеплер, стремившийся реформировать А., прославился рядом удачных предсказаний. Широко известно высказывание Кеплера: «Матери астрономии пришлось бы, наверное, голодать, если бы дочь астрология не зарабатывала на хлеб». Известность среди астрологов получили Парацельс, развивавший мед. А. и учение об астральных духах, М. Нострадамус, Джон Ди (1527–1608) и в особенности Морен де Вильфранш (1583–1656), автор фундам. труда «Astrologia gallica» (кн. 1–26, 1661). В числе противников А. были Н. Орем, Пико делла Мирандола, Дж. Савонарола, написавший трактат против А. Церковь резко отвергала магич. элементы, содержащиеся в А. Папа Сикст V выпустил в 1586 спец. буллу «Творец неба и земли» («Coeli et terrae creator») против А., подтверждённую в 1631 Урбаном VIII; в ней, в частности, запрещалось чтение и хранение книг по А. Большинство деятелей Реформации были противниками А., хотя Ф. Меланхтон был её сторонником.
Астрология в России
А. проникла в Россию из Византии, где вплоть до 15 в. сохранялась традиция эллинистич. А. [среди наиболее известных астрологов были Лев Математик (9 в.), основатель известной астрологич. школы Иоанн Абрамий (14 в.)]. В России переводы греч. текстов по А. начали распространяться в 10–14 вв. (преим. тексты «народной» А., напр. «Лунники», содержащие предсказания по фазам Луны и её положению в зодиаке). Критика А. как противоречащей христианской вере в Промысел Божий содержится в «Послании на злые дни и часы» старца Филофея (ок. 1524) и сочинениях Максима Грека. А. была осуждена на Стоглавом соборе 1551. Несмотря на это, услугами астрологов пользовались цари Иван IV Грозный, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович. Пётр I санкционировал издание календаря, редактировавшегося одним из его ближайших сподвижников Я. В. Брюсом и содержавшего не только предсказания на период с 1710 по 1821, но и теорию А. «Брюсов календарь» многократно переиздавался и пользовался огромной популярностью.
Астрология в Новое время
Отношение к А. в Европе изменилось в 17–18 вв. Этому способствовали направленная против А. враждебная политика Церкви (преподавание А. исключается из университетских курсов, в 1666 астрологи были изгнаны из Парижского ун-та и академии) и революц. преобразования в естествознании, прежде всего переход к гелиоцентрической системе мира Н. Коперника, утверждавшей, что центром мира является не Земля, а Солнце (Земля поэтому уже не могла считаться особо выделенным центром приложения космич. сил) и что звёзды удалены от Земли на огромное расстояние. Исследования Г. Галилея и его последователей заставляли думать, что светила состоят из тех же элементов, что и земные тела (поэтому нет оснований для деления космоса на подлунную и надлунную части). Благодаря телескопич. наблюдениям было открыто огромное число звёзд, не видимых невооружённым глазом и потому ранее не учитывавшихся в предсказаниях. Когда в 19 в. удалось измерить абсолютные расстояния до звёзд, выяснилось, что звёзды, принадлежащие к одному созвездию, в большинстве случаев не образуют в пространстве компактные группы, а удалены друг от друга на огромные расстояния, так что не существует астрономич. оснований для приписывания созвездиям и знакам зодиака тех характеристик, которые им придаются в А. Открытия в 19–20 вв. новых планет и большого числа не известных ранее небесных объектов ещё в большей степени подорвали позиции сторонников А.
Однако ни научная, ни церковная критика не привели к гибели А. В 17–19 вв. астрологич. альманахи выпускались в Европе большими тиражами. В кон. 19 – нач. 20 вв. увлечение А. становится массовым. В 1960-х гг. А. стала частью движения Нью Эйдж, которое связывает надежды на духовное обновление культуры с тем, что в результате прецессии заканчивается «эра Рыб» и начинается «эра Водолея» (эпоха «интегральной духовности»). Совр. А., являющаяся прямой наследницей гороскопной А. эпохи эллинизма, популярна во мн. странах. В ней по-прежнему используется геоцентрич. система мира, а Солнце и Луна считаются важнейшими планетами; после открытия Урана, Нептуна и Плутона число рассматриваемых в А. планет увеличилось. В А. сосуществует много школ, различающихся исходными установками и методиками, используется науч. терминология, заимствованная из биологии, медицины, психологии и др. Для составления гороскопов применяются компьютеры, сделавшие занятие А. широко доступным. Превращение А. в доходный бизнес связано с появлением в 1930-х гг. феномена «газетной астрологии».
История А. детально исследуется совр. наукой как одно из значит. явлений в истории мировой культуры. Делаются попытки статистически оценить достоверность ряда положений, сформулированных в А., результаты которых носят либо отрицательный, либо достаточно неопределённый характер.
Астрология в Китае
проникает во все сферы традиц. культуры. С нач. 1-го тыс. н. э. на протяжении почти трёх тысячелетий универсум осмыслялся в Китае как единый пространственно-временной континуум, в двоичной структуре которого идею времени (дня, сезона, времени года) нёс иероглиф «тянь» (букв. – небо), обозначавший одновременно верховное божество, высшую божеств. силу и природу, естественность. В физич. смысле «тянь» – это небосвод как носитель астрономич. и метеорологич. явлений и объектов, в метафизическом – структурный элемент пары «небо – земля (тянь – ди)» и триады «небо – человек (жэнь) – земля», выражающих единство времени, пространства (земля) и человеческого бытия, неразрывно связанного с временны́ми ритмами.
Определяемая «небом» судьба индивида фиксируется в «восьми иероглифах» (ба цзы) – четырёх парах циклич. знаков, указывающих на год, месяц, день и час (двенадцатую часть суток) рождения. Это самое общее понятие гороскопа сформировано с помощью двух парных наборов циклич. знаков – 10 «небесных стволов» (тянь гань) и 12 «земных ветвей» (ди чжи), которые в свою очередь коррелируют с силами инь и ян, Солнцем и Луной и др. бинарными оппозициями. Последовательно сочетаясь друг с другом в пары «ствол – ветвь», они образуют систему неповторяющихся двоичных символов шестидесятеричного цикла. Символы этой системы присутствуют уже в древнейших памятниках кит. письменности – гадательных надписях на костях эпохи Шан-Инь (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.), где они обозначают, во-первых, дни, основу счисления которых составляла декада (сюнь), во-вторых, усопших предков.
Набор «земных ветвей» в качестве соотнесённых с астральными духами 12 небесных «ориентиров» (чэнь) применялся для обозначения «времени» суток, месяцев, годов 12-, 19- и 76-летия, 12 «участков» пояса эклиптики и небесного экватора, а с рубежа н. э. (Ван Чун) идентифицировался с зодиакальным циклом 12 животных (мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, баран, обезьяна, курица, собака, свинья), который точно соответствует исходному смыслу греч. термина «зодиак» («звериный круг»), в отличие от зап. зодиака, включающего в себя символы отнюдь не только животных. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. 10 «небесных стволов», последовательно разбитые на пары, были идентифицированы с системой пяти элементов (у син: дерево, огонь, почва, металл, вода), выступавшей в виде универсальной классификац. схемы, охватывающей в т. ч. пять главных планет. С рубежа н. э. весь комплекс 60 сочетаний «небесных стволов» и «земных ветвей» стал использоваться для стандартного летосчисления шестидесятеричными циклами.
В целом все эти символы вместе и раздельно применялись не только в хронологии, но и в звёздных картах, магич. диаграммах, амулетах и оберегах, обычно в сочетании с ориентированными по странам света 4 символами «небесных дворцов» (Зелёный дракон, Красная птица, Белый тигр, Чёрная черепаха), 8 триграммами (ба гуа) и 64 гексаграммами «Чжоу и», или «И цзин», соотнесёнными с эклиптикой и небесным экватором, 24 годовыми сезонами и 28 небесными («солнечными» и «лунными») «станциями», «домами», или созвездиями. В центре этих конструкций располагается Полярная звезда, осмысляемая как центр круговращения мироздания, космич. выражение Великого предела (тай цзи) и местопребывание божественного Великого единого (тай и). Изоморфно структуре неба делилась и земля.
Издревле, со времён Шан-Инь и Чжоу, астрономо-астрологич. штудиями, относящимися к сфере «небесных знаков» (тянь вэнь), «небесных управ» (тянь гуань) и календаря (ли), занимались спец. чиновники («ши»), приобретшие позднее также функцию историографов. Как и на Западе, в Китае развивалась А. предзнаменований. Важнейшим гос. делом считалось не только вычисление регулярных небесных процессов, но и истолкование космич. и метеорологич. явлений как знамений, ниспосылаемых Небом императору («сыну Неба», тянь цзы), осенённому «небесным предопределением» (тянь мин). Офиц. астрологич. интерпретации небесных знамений («вычисления предопределения») постепенно переросли в династийную историографию, развивавшуюся до конца Срединной империи в нач. 20 в. и включавшую в себя также спец. астрономо-астрологич. трактаты.
Классич. традиция кит. А. зафиксирована в древнейших канонических памятниках 1-го тыс. до н. э. – «Шу цзин» («Канон писаний»), «Чжоу и», «Чунь цю» («Вёсны и осени»), «Цзо чжуань» («Предание Цзо») и др. В 4–3 вв. до н. э. были созданы и первые собственно астрологич. тексты: «Тянь вэнь» («Небесные знаки») Ши Шэня, «Тянь вэнь син чжань» («Небесные знаки и гадание по звёздам») Гань Дэ, позднее образовавшие «Звёздный [астрологич.] канон» («Син цзин»). Древнейший оригинал подобного текста 2 в. до н. э., получивший назв. «Гадание по пяти звёздам» («У син чжань»), был найден в 1973 в могильнике Мавандуй (КНР, близ г. Чанша). Наиболее полно эта литература представлена в обширном собрании даосских трактатов «Дао цзан».
С 3 в. н. э. в Китай проникает инд. (через тантрич. буддизм) и эллинистич. А. Из вошедшего в 8 в. в кит. «Трипитаку» «Канона [небесных] станций и светил» («Сю яо цзин») китайцы впервые узнали 12 знаков зап. зодиака. В 8–9 вв. в Китае появляется сирийская версия «Четверокнижия» Птолемея. С 8 в. возникает индивидуальная гороскопная А. (видимо, благодаря зап. влиянию).
Астрология в Индии
По преданию, А. была «открыта» в Индии мудрецами-провидцами Бхригу, Парасара, Гарга и др. Астрономич. познания, послужившие основой для развития А. предзнаменований, характерной для ведийской эпохи (соч. «Джьотиша-веданга», приписываемое некоему Лагадхе, 5–4 вв. до н. э.), опирались на лунный календарь, в соответствии с которым год делился на 360 дней, а эклиптика на 27 или 28 накшатр («лунных домов»), а также на исследование положения и движения некоторых планет относительно созвездий. В ходе завоевательных походов Александра Македонского в Индию во 2–1 вв. до н. э. проникает эллинистич. гороскопная А., которая была переработана в свете идей кармы и сансары. Инд. математик и астроном 6 в. Варахамихира (роль его в развитии инд. А. аналогична роли Птолемея для греч. А.) создал самый совершенный для своего времени календарь, используемый инд. астрологами вплоть до настоящего времени. Начиная с 7 в. разрабатывались методы предсказания длительности жизни (аюрдая), в 13 в. под влиянием персов и арабов возникла традиция ежегодных предсказаний (таджика). Инд. А. проникла в Тибет, Китай, Юго-Восточную Азию, а также на Араб. Восток, оказав влияние на европ. астрологию.
Традиц. «наука небесных светил» (джьотишастра) содержит 6 разделов: составление гороскопа (джатака), астрономич. вычисления положений планет (ганита), астрономия небесной сферы (гола), мантика (нимитта), А. вопросов (прашна) и элективная А. (мухурта). Собственно А. содержит определение как судьбы индивида по времени рождения, так и благоприятных моментов для к. -л. начинания – от индивидуального (женитьбы, зачатия и рождения детей, купли-продажи имущества, учёбы и бизнеса и т. п.) до общественного (строительство храмов, время проведения религ. праздников и т. п.; А. играла и продолжает играть важную роль в политич. жизни Индии).
В отличие от зап. А., инд. А. в большей мере опирается на сидерич. зодиак, располагающий все планеты и знаки на 23° ниже их положения на зап. карте, благодаря чему учитывается постоянный сдвиг земной оси; широко используется и второй зодиак, состоящий из 27 накшатр. Важнейшим фактором для определения судьбы индивида считается положение Луны в день его рождения. Накшатрам, управляемым планетами (особенно лунными узлами, точками пересечения траектории Солнца и Луны – Раху и Кету), придаётся решающее значение как в предсказаниях, так и в определении характера индивида и его окружения, но вместе с тем инд. астрологи, в отличие от западных, мало используют планеты Уран, Нептун и Плутон. Особенность инд. А. составляет и представление о существовании особых средств, с помощью которых можно избежать или ослабить неблагоприятные события, выявленные индивидуальным гороскопом (это амулеты из камней определённых видов, мантры, ритуалы).
Инд. А. – единственная в совр. мире, поддерживаемая офиц. религ. традицией – индуизмом и джайнизмом (наряду с аюрведой она считается одной из важнейших традиц. ведийских шастр – «наук», её преподают в высших учебных заведениях, издаётся множество астрологич. журналов). Хотя классич. буддизм, осуждающий всякого рода гадания и предсказания, отвергает А., она приобрела авторитет в некоторых его тантристских направлениях (особенно в калачакре).
астрология | Определение, история, символы, знаки и факты
Рак
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джон Ди Имхотеп Георг фон Пейербах Джироламо Кардано Нострадамус
- Похожие темы:
- гадание оккультизм зодиак Гороскоп поклонение звездам
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Поймите разницу в понятиях между астрономией и астрологией
Посмотреть все видео к этой статьеастрология , тип гадания, который включает в себя предсказание земных и человеческих событий посредством наблюдения и интерпретации неподвижных звезд, Солнца, Луны , и планеты.
Природа и значение
Астрология — это метод предсказания мирских событий, основанный на предположении, что небесные тела, особенно планеты и звезды, рассматриваемые в их произвольных комбинациях или конфигурациях (называемых созвездиями), каким-то образом либо определяют, либо указывают на изменения в подлунный мир. Теоретическая основа для этого предположения исторически лежит в эллинистической философии и коренным образом отличает астрологию от небесной омины 9.0034 («предзнаменования»), которые впервые были классифицированы и каталогизированы в древней Месопотамии. Первоначально астрологи предполагали геоцентрическую Вселенную, в которой «планеты» (включая Солнце и Луну) вращаются по орбитам, центры которых находятся в центре Земли или рядом с ним, и в которой звезды закреплены на сфере с конечным радиусом, центр которой также является центром Земли. Позже были приняты принципы аристотелевской физики, согласно которым существует абсолютное разделение между вечными круговыми движениями небесной стихии и ограниченными линейными движениями четырех подлунных стихий: огня, воздуха, воды, земли.
Считалось, что существуют особые отношения между отдельными небесными телами и их разнообразными движениями, конфигурациями друг с другом, а также процессами зарождения и распада, проявляющимися в мире огня, воздуха, воды и земли. Эти отношения иногда считались настолько сложными, что ни один человеческий разум не мог их полностью понять; таким образом, астролог может быть легко прощен за любые ошибки. Аналогичный набор особых отношений предполагали и те, чья физика была ближе к физике греческого философа Платона. Платоновские астрологи считали, что стихия огня распространяется по всем небесным сферам, и они с большей вероятностью, чем аристотелевцы, верили в возможность божественного вмешательства в естественные процессы посредством небесных влияний на Землю, поскольку они верили в создание божеством самих небесных тел.
Роль божественного в астрологической теории значительно различается. В своем наиболее строгом аспекте астрология постулирует полностью механистическую вселенную, отказывая божеству в возможности вмешательства, а человеку — в свободе воли; как таковой, он подвергся яростным нападкам со стороны ортодоксального христианства и ислама. Однако для некоторых астрология не является точной наукой, как астрономия, а просто указывает тенденции и направления, которые могут быть изменены либо божественной, либо человеческой волей. В интерпретации Вардесана, сирийского христианского ученого (154–159 гг.0033 с.
222) — которого часто называют гностиком (верящим в эзотерическое спасительное знание и в представление о том, что материя — это зло, а дух — добро) — движения звезд управляют только элементарным миром, оставляя душе свободу выбора между добро и зло. Конечная цель человека — достичь освобождения от материального мира, в котором господствует астрология. Некоторые астрологи, такие как харранцы (из древнего месопотамского города Харран) и индусы, считают сами планеты могущественными божествами, чьи указы можно изменить с помощью мольбы и литургии или с помощью теургии, науки убеждения богов или других сверхъестественных сил. . В других интерпретациях — например, у христиан-присциллианистов (последователей Присциллиана, испанского аскета 4-го века, который, по-видимому, придерживался дуалистических взглядов) — звезды просто раскрывают волю Бога тем, кто обучен астрологическому символизму.Тест “Британника”
Тест “Знаки зодиака”
Насколько хорошо вы знаете даты 12 астрологических знаков зодиака? Этот тест покажет вам один из знаков, и вам нужно будет сопоставить его с датами.
Значение астральных предзнаменований
Представление о том, что звезды проявляют божественную волю, ближе всего к концепции, лежащей в основе древних месопотамских сборников небесных предзнаменований. Их основной целью было сообщить королевскому двору о надвигающейся катастрофе или успехе. Они могут принимать форму метеорологических или эпидемических явлений, затрагивающих целые популяции людей, животных или растений. Однако нередко они касались военных дел государства или личной жизни правителя и его семьи. С небесной omina считались не детерминированными, а скорее показательными — как своего рода символический язык, на котором боги общались с людьми о будущем, и как лишь часть огромного множества зловещих событий — считалось, что их неприятные предчувствия могут быть смягчены или аннулированы ритуальными средствами или противоположными предзнаменованиями. бару (официальный предсказатель), наблюдавший и истолковывавший небесное omina , был, таким образом, в состоянии посоветовать своему царственному работодателю, как избежать несчастий; предзнаменования служили основой для разумных действий, а не указанием на неумолимую судьбу.
астрология | Определение, история, символы, знаки и факты
Рак
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джон Ди Имхотеп Георг фон Пейербах Джироламо Кардано Нострадамус
- Похожие темы:
- гадание оккультизм зодиак Гороскоп поклонение звездам
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Поймите разницу в понятиях между астрономией и астрологией
Посмотреть все видео к этой статье астрология , тип гадания, который включает в себя предсказание земных и человеческих событий посредством наблюдения и интерпретации неподвижных звезд, Солнца, Луны , и планеты. Преданные верят, что понимание влияния планет и звезд на земные дела позволяет им как предсказывать, так и влиять на судьбы отдельных людей, групп и наций. Хотя на протяжении всей своей истории астрология часто считалась наукой, сегодня широко распространено мнение, что она диаметрально противоположна открытиям и теориям современной западной науки.Природа и значение
Астрология — это метод предсказания мирских событий, основанный на предположении, что небесные тела, особенно планеты и звезды, рассматриваемые в их произвольных комбинациях или конфигурациях (называемых созвездиями), каким-то образом либо определяют, либо указывают на изменения в подлунный мир. Теоретическая основа для этого предположения исторически лежит в эллинистической философии и коренным образом отличает астрологию от небесной
Считалось, что существуют особые отношения между отдельными небесными телами и их разнообразными движениями, конфигурациями друг с другом, а также процессами зарождения и распада, проявляющимися в мире огня, воздуха, воды и земли. Эти отношения иногда считались настолько сложными, что ни один человеческий разум не мог их полностью понять; таким образом, астролог может быть легко прощен за любые ошибки. Аналогичный набор особых отношений предполагали и те, чья физика была ближе к физике греческого философа Платона. Платоновские астрологи считали, что стихия огня распространяется по всем небесным сферам, и они с большей вероятностью, чем аристотелевцы, верили в возможность божественного вмешательства в естественные процессы посредством небесных влияний на Землю, поскольку они верили в создание божеством самих небесных тел.
Роль божественного в астрологической теории значительно различается. В своем наиболее строгом аспекте астрология постулирует полностью механистическую вселенную, отказывая божеству в возможности вмешательства, а человеку — в свободе воли; как таковой, он подвергся яростным нападкам со стороны ортодоксального христианства и ислама. Однако для некоторых астрология не является точной наукой, как астрономия, а просто указывает тенденции и направления, которые могут быть изменены либо божественной, либо человеческой волей. В интерпретации Вардесана, сирийского христианского ученого (154–159 гг.0033 с.
Тест “Британника”
Тест “Знаки зодиака”
Насколько хорошо вы знаете даты 12 астрологических знаков зодиака? Этот тест покажет вам один из знаков, и вам нужно будет сопоставить его с датами.
Значение астральных предзнаменований
Представление о том, что звезды проявляют божественную волю, ближе всего к концепции, лежащей в основе древних месопотамских сборников небесных предзнаменований. Их основной целью было сообщить королевскому двору о надвигающейся катастрофе или успехе. Они могут принимать форму метеорологических или эпидемических явлений, затрагивающих целые популяции людей, животных или растений. Однако нередко они касались военных дел государства или личной жизни правителя и его семьи.